Обзор архитектуры античного и средневекового Крыма

      Конец VII и VI вв. до н.э. отмечен широкой колонизационной деятельностью греческих городов-государств. Культурным и политичкским центром Боспорского царства был Пантикапей -- ныне Керчь. Раскопками, ведущимися более столетия, извлеченыо немало остатков его кульрурной и художественной жизни. Представление о зодчестве раннеэллинистической эпохи (IV - III вв. до н.э.) -- эпохи наивысшего благосостояния Боспорского царства -- можно получить главным образом по монуменальным курганам- мавзолеям, которыми богата территория Боспора. Архитектура курганов вызывает образы архаических эгейских и микенских гробниц и сокровищниц.

      Упадок Боспорского царства начался в III в. н.э. и был довершен союзом варварских племен готов, частично осевших в Крыму.
      На большой возвышенности с плоской вершиной и отвесными стенами — Мангуп-Кале — обосновалась столица готов Дорос. 
Это типичный феодальный укрепленный город. Крепостные стены дополняются неприступными, отвесными обрывами. 
Два здания, характерные для феодального города, обнаружены на территории Дороса — базилика (кафедральный собор готской метрополии) и дворец князя.
      На востоке Крыма найдены отдельные небольшие, но целиком сохранившиеся от средневековья (хотя и значительно искаженные 
позднейшими переделками) сооружения. К их числу относится мало исследованная византийская 
церковь Иоанна Предтечи в Керчи, датируемая VIII веком.
     Наряду с византийской строительной культурой в средневековый Крым проникает и армянская. Армянский народ принес с собою в Крым проверенные веками строительные традиции. В деталях кладки и орнаментике появляются иноплеменные мотивы (например, портал церкви Иоанна Предтечи в Каффе с сельджукской «плетенкой», мотив сталактитов в карнизах собора Михаила и Гавриила и т.д.). Планы, в отличие от византийских, совмещают вытянутое пространство базилики с центрической купольной композицией.
      Наиболее типичные произведения крымских армян — церковь Иоанна Предтечи в Каффе (1348 г.), монастырь Креста (Сурн-Хач) близ Солхата (1338 г.) и собор Михаила и Гавриила в Каффе (1408 г.). Согласованная работа всех частей сооружения является источником того сильного впечатления, которое производит суровая, несколько мрачная и углубленная в себя армянская архитектура средневекового Крыма.
      В 1223 году в Крыму появились татары — южная ветвь Золотой орды, а с их приходом появились первые крымские мусульманские мечети. Сохранились сведения о построении египетским султаном — мамелюком Бейбарсом (родом из этих мест) мечети в 1288 году, носившей его имя. К ХIII веку относится возведение «свинцовой» мечети (Куршун-Джами), представляющей, как и предыдущая, центрический тип мусульманского культового здания.
      Наряду с купольным типом мечети развивается и прямоугольный, базиличный. В 1314 году сооружается мечеть Узбека, а тремя десятками лет позже, в другом зарождающемся культурном центре крымских татар — Кырк-Иери (позднее Чуфут-Кале) в 1346 году появляется четырех колонная мечеть, сохранившаяся крайне фрагментарно. Особый интерес представляют руины Солхатского медресе, ставшего блестящим примером органической слитности строго-тектонического построения с богатым декором, в противоположность более поздним образцам восточной архитектуры, где изобильный, виртуозно разработанный орнамент часто скрывает архитектоническую основу.
      В XII-XIII вв. важное значение имели торговые пути, соединяющие Восток и Запад через порты северо-восточного Причерноморья. Крым был местом стыка двух частей одного из таких путей. Здесь возникают и быстро растут итальянские фактории. Первое место среди них принадлежало Каффе, где к XVI веку заканчивается сооружение первоклассной крепости. Цитадель примыкает одной своей стороной непосредственно к морю и окружена высокой стеной с башнями. О мощности башен, их прочности и красоте свидетельствуют частично сохранившаяся угловая башня Константина и руины башни-замка, построенной консулом Джовани-Ди-Скаффа.
      В продолжение XIV-XV вв. крымские татары ведут упорную борьбу со слабеющей Золотой ордой за свою самостоятельность и добиваются ее в 1462 году. В борьбе выковывается их культурная самостоятельность.
      На некоторое время, в связи с пребыванием хана, район Салачика (окраина нынешнего Бахчисарая) стал культурным центром крымского ханства. Рядом с летним ханским дворцом «Ашлама-сарай», до нас не дошедшим, основывается Зинджырлы-медрессе — новый центр учености вместо утерявшего свое значение Солхата. Тут же в 1501 году 
возводится дюрбе хана Хаджи-Гирея, отца Менгли-Гирея, где похоронены отец и сын.Бахчисарайский ханский дворец
      Бахчисарайский ханский дворец дошел до нас в крайне искаженном виде. Только «Железные двери», датированные 1503 годом, и основание стен зала суда можно отнести к первоначальному зданию. Все остальное выстроено заново после большого пожара 1736 года и демонстрирует упадок крымско-татарского зодчества.
Строительство крымских ханов с начала XVI по XVIII век осуществляется под сильным воздействием турецко-османской архитектуры.
      Сохранилось немало сооружений от османского периода. К XVI веку и более позднему времени относится группа центрических квадратных и октогональных мавзолеев на бахчисарайском ханском кладбище и в предместье города Азис.
Несомненно, лучшим памятником османского искусства на крымской почве является грандиозная мечеть Хан-Джами в городе Гезлевэ (Евпатория) прославленного зодчего Синана, грека по происхождению. Хан-Джами своими компактными, несколько громоздкими, формами и сейчас украшает силуэт города.
      Из строений базиличного типа хочется отметить небольшую мечеть Ешиль-Джами близ бахчисарайского дворца, осуществленную в 1764 году придворным поэтом, каллиграфом и строителем Омером.
     Это — последняя страница умирающего татарского искусства. Великолепная монументальность и грандиозность синановского творчества превращается в чисто декоративную деятельность.
     Упадок татарского искусства связан с экономическим, политическим и культурным упадком Крымского ханства. В последнюю четверть XVIII века оно окончательно теряет свою самостоятельность и включается в состав Российской империи.


По материалам Интернета

 

Hosted by uCoz