Обзор
архитектуры античного и средневекового
Крыма
Конец
VII и VI вв. до н.э. отмечен широкой
колонизационной деятельностью
греческих городов-государств.
Культурным и политичкским центром Боспорского
царства был Пантикапей -- ныне Керчь.
Раскопками, ведущимися более столетия,
извлеченыо немало остатков его
кульрурной и художественной жизни.
Представление о зодчестве
раннеэллинистической эпохи (IV - III вв. до
н.э.) -- эпохи наивысшего благосостояния
Боспорского царства -- можно получить
главным образом по монуменальным
курганам- мавзолеям, которыми богата
территория Боспора. Архитектура
курганов вызывает образы архаических
эгейских и микенских гробниц и
сокровищниц.
Упадок Боспорского
царства начался в III в. н.э. и был
довершен союзом варварских племен готов,
частично осевших в Крыму.
На большой
возвышенности с плоской вершиной и
отвесными стенами — Мангуп-Кале —
обосновалась столица готов Дорос.
Это
типичный феодальный укрепленный город.
Крепостные стены дополняются
неприступными, отвесными обрывами.
Два
здания, характерные для феодального
города, обнаружены на территории Дороса
— базилика (кафедральный собор готской
метрополии) и дворец князя.
На востоке Крыма
найдены отдельные небольшие, но целиком
сохранившиеся от средневековья (хотя и
значительно искаженные
позднейшими
переделками) сооружения. К их числу
относится мало исследованная
византийская
церковь Иоанна Предтечи в
Керчи, датируемая VIII веком.
Наряду с византийской
строительной культурой в средневековый
Крым проникает и армянская. Армянский
народ принес с собою в Крым проверенные
веками строительные традиции. В деталях
кладки и орнаментике появляются
иноплеменные мотивы (например, портал
церкви Иоанна Предтечи в Каффе с
сельджукской «плетенкой», мотив
сталактитов в карнизах собора Михаила и
Гавриила и т.д.). Планы, в отличие от
византийских, совмещают вытянутое
пространство базилики с центрической
купольной композицией.
Наиболее типичные
произведения крымских армян — церковь
Иоанна Предтечи в Каффе (1348 г.),
монастырь Креста (Сурн-Хач) близ Солхата
(1338 г.) и собор
Михаила и Гавриила в Каффе (1408 г.).
Согласованная работа всех частей
сооружения является источником того
сильного впечатления, которое
производит суровая, несколько мрачная и
углубленная в себя армянская
архитектура средневекового Крыма.
В 1223 году в Крыму
появились татары — южная ветвь Золотой
орды, а с их приходом появились первые
крымские мусульманские
мечети. Сохранились сведения о
построении египетским султаном —
мамелюком Бейбарсом (родом из этих мест)
мечети в 1288 году, носившей его имя. К ХIII
веку относится возведение «свинцовой»
мечети (Куршун-Джами), представляющей,
как и предыдущая, центрический тип
мусульманского культового здания.
Наряду с купольным
типом мечети развивается и
прямоугольный, базиличный. В 1314 году
сооружается мечеть Узбека,
а тремя десятками лет позже, в другом
зарождающемся культурном центре
крымских татар — Кырк-Иери (позднее Чуфут-Кале)
в 1346 году появляется четырех колонная
мечеть, сохранившаяся крайне
фрагментарно. Особый интерес
представляют руины Солхатского
медресе, ставшего блестящим примером
органической слитности строго-тектонического
построения с богатым декором, в
противоположность более поздним
образцам восточной архитектуры, где
изобильный, виртуозно разработанный
орнамент часто скрывает
архитектоническую основу.
В XII-XIII вв. важное значение имели
торговые пути, соединяющие Восток и
Запад через порты северо-восточного
Причерноморья. Крым был местом стыка
двух частей одного из таких путей. Здесь
возникают и быстро растут итальянские
фактории. Первое место среди них
принадлежало Каффе, где к XVI веку
заканчивается сооружение первоклассной
крепости. Цитадель примыкает одной
своей стороной непосредственно к морю и
окружена высокой стеной с башнями. О
мощности башен, их прочности и красоте
свидетельствуют частично сохранившаяся
угловая башня Константина и руины башни-замка,
построенной консулом Джовани-Ди-Скаффа.
В продолжение XIV-XV вв.
крымские татары ведут упорную борьбу со
слабеющей Золотой ордой за свою
самостоятельность и добиваются ее в 1462
году. В борьбе выковывается их
культурная самостоятельность.
На некоторое время, в
связи с пребыванием хана, район Салачика
(окраина нынешнего Бахчисарая) стал
культурным центром крымского ханства.
Рядом с летним ханским дворцом «Ашлама-сарай»,
до нас не дошедшим, основывается
Зинджырлы-медрессе — новый центр
учености вместо утерявшего свое
значение Солхата. Тут же в 1501 году
возводится дюрбе хана Хаджи-Гирея, отца Менгли-Гирея,
где похоронены отец и сын.
Бахчисарайский ханский
дворец дошел до нас в крайне искаженном
виде. Только «Железные двери»,
датированные 1503 годом, и основание стен
зала суда можно отнести к
первоначальному зданию. Все остальное
выстроено заново после большого пожара
1736 года и демонстрирует упадок крымско-татарского
зодчества.
Строительство крымских ханов с начала XVI
по XVIII век осуществляется под сильным
воздействием турецко-османской
архитектуры.
Сохранилось немало
сооружений от османского периода. К XVI
веку и более позднему времени относится
группа центрических квадратных и
октогональных мавзолеев на
бахчисарайском ханском кладбище и в
предместье города Азис.
Несомненно, лучшим памятником
османского искусства на крымской почве
является грандиозная мечеть Хан-Джами в
городе Гезлевэ (Евпатория)
прославленного зодчего Синана, грека по
происхождению. Хан-Джами своими
компактными, несколько громоздкими,
формами и сейчас украшает силуэт города.
Из строений
базиличного типа хочется отметить
небольшую мечеть Ешиль-Джами близ
бахчисарайского дворца, осуществленную
в 1764 году придворным поэтом, каллиграфом
и строителем Омером.
Это — последняя страница
умирающего татарского искусства.
Великолепная монументальность и
грандиозность синановского творчества
превращается в чисто декоративную
деятельность.
Упадок татарского
искусства связан с экономическим,
политическим и культурным упадком Крымского
ханства. В последнюю четверть XVIII века
оно окончательно теряет свою
самостоятельность и включается в состав
Российской империи.
|