Эстонцы

 

Убранство эстонского дома в Крыму Летом 1860 года среди эстонских крестьян прошел слух, что в далеком Крыму раздают земли почти даром, и путь в Крым открыт всем, кто пожелает переселиться в эти благодатные земли.

 Действительно, переселенцам предоставлялись льготы: на каждую мужскую душу выделялось 12-15 десятин государственной земли и 100 рублей безвозвратной ссуды - сумма по тем временам немалая. В случае неурожая в ближайшие три года после переселения крестьянам выдавался хлеб для пропитания и семена для посева. Эстонцы также освобождались на три года от обязательной воинской повинности.

 Народ в Эстляндии жил скученно, в Крыму же пустовали полуразрушенные деревни, оставленные татарами во время эмиграции в Турцию. Несколько тысяч крестьянских семей выразили желание ехать в Крым и послали своих ходоков к царю за разрешением. Царское правительство было заинтересовано в заселении полуострова и разрешение эстонским крестьянам дало без промедления.

 Эстонцам предоставили на выбор четыре уезда: Симферопольский, Евпаторийский, Перекопский и Феодосийский с выделением для них 36 тысяч десятин земли в сорока деревнях.

 Неприветливо встретил переселенцев Крым: обожженная солнцем холмистая равнина у бесконечного серого, угрюмого моря, высохшая трава, жалкие карликовые деревца. В тот, 1861 год, в Крыму была жесточайшая засуха, да еще тучи саранчи, о которой эстонцы до сих пор знали только из Библии, уничтожали все, дававшее ростки. Все было ново, непривычно и страшно.

 Но выбирать переселенцам не приходилось. Главное - была земля, на которой можно растить хлеб. И рядом море, а море - это рыба.

 Эстонцы отличались от других переселенцев, прежде всего, коллективным мышлением. Вне общения эстонцы не могли существовать. Прежде чем построить жилище для себя - а жить им сначала пришлось в земляных татарских домиках - эстонцы всем миром стали строить несколько общественных зданий: школу, молельный дом и... танцплощадку. Традиции, освященные веками, были превыше голода, холода и жары.

 В школы, построенные в первые месяцы, из Эстонии приглашали учителей, чтобы дети не забывали родной язык.

 Позже, освоившись, эстонцы выезжали на заработки в города - как прилежные работники эстонцы везде ценились.

 С началом коллективизации большинство эстонцев вступило в колхозы. Работали добросовестно, и колхозы никогда не были убыточными.

 В годы культа личности вместе со всей страной пострадали и эстонцы. Во всех деревнях, где они проживали, были вскрыты <контрреволюционные заговоры>. Многие из <иностранцев> были сосланы в Сибирь. Некоторые там пустили свои корни, некоторые вернулись в Эстонию.

 В Крым возвратились лишь те, у кого здесь оставались жены и дети, в паспортах которых значилась уже другая национальность.

 Сейчас в Крыму живут эстонцы уже четвертого-пятого поколения первых поселенцев.

М. Л. Лезинский, писатель-краевед

А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление образованием. All rights reserved. Revised: сентября 13, 2000

При финансовой поддержке МФ "Возрождение". Проект №7573

Hosted by uCoz