Греки

Историческая справка Херсонес- в 5-1 вв. до н.э. античный полис.

 Эллада - так называли древние греки свою родину, располагавшуюся на территории современной Греции, а себя они гордо именовали эллинами. И было им чем гордиться: страна высокой культуры, талантливых поэтов и драматургов, архитекторов и скульпторов, спортсменов и мореплавателей оставила глубочайший след в развитии всей Европы.

 Но так как в Древней Греции земля передавалась по наследству целиком только одному сыну, то многие свободные граждане этой рабовладельческой республики оказывались нищими и вынуждены были искать новые средства к существованию. Их выручало море, которое не только кормило рыбой и посылало добычу в виде чужеземных кораблей, но иногда направляло их быстроходные ладьи к чужим берегам, где вчерашние пираты и мореходы становились добропорядочными виноградарями и гончарами. V-IV века до нашей эры.

 ... И когда древние эллины были уже недалеко от берегов Тавриды, вдруг начался сильный шторм, и мореплаватели в большинстве своем погибли. А те, что чудом спаслись и вернулись в Элладу, с восторгом рассказывали внукам и правнукам о далекой прекрасной земле, где горы покрыты прохладными лесами, а их вершины плоски и удобны для выпаса скота, где в горных речках полно воды и рыбы, где морские берега изрезаны уютными бухточками, но к ним не добраться, ибо грозен Понт Эвксинский - Негостеприимное море - и не пускает на свои берега чужеземцев. Стеклянные сосуды - первые века нашей эры.

 Но пройдут века, и опять эллины поплывут к берегам Тавриды через Средиземное море, где финикийцы не дадут им высадиться на захваченных ими землях. Затем через Геллеспонт, со страхом, держась поближе к берегам, вплывут они в Понт Эвксинский. И распахнет им навстречу объятия прекрасная маленькая страна.

 И всем сердцем полюбят ее греки и будут считать своей второй матерью. Построят они здесь свои города-полисы: Пантикапей, Феодосию, Керкинитиду, Херсонес и Тиритаку.

Греки в Крыму

 Греческая колонизация полуострова началась еще в VI в. до н.э. с созданием Боспорского Склеп Мелек-Чесменского кургана. государства и Херсонесской республики. Основу же этнической общности современных греков Крыма составил Греческий батальон, принимавший участие в Крымской войне, а затем оставленный Потемкиным для охраны крымского побережья от Севастополя до Феодосии. Эти греки были поселены в Балаклаве и близлежащих деревнях и вошли в этнографическую историю Крыма как "балаклавские греки", или "арнауты".

 В годы первой мировой войны, спасаясь от резни и геноцида, развязанного фанатиками-мусульманами в Турции, греки, столетиями проживавшие в городе Трапезунде и Карской губернии, бежали на Кавказ, откуда 12-13 тыс. человек перебрались в Крым. По социальному составу это были крестьяне, ремесленники и купцы. Многие греки были неграмотны.

 Основными занятиями греков было огородничество, бахчеводство, табаководство, виноградарство. Занимались они рыбным промыслом, торговлей.

 Греки, как и все жители Крыма, пострадали от голода и эпидемий в 1921- 1922 гг. В 1926 г. их было около 21 тыс. (3,5% населения полуострова). Жили греки во всех городах (преимущественно в Ялте, Севастополе, Керчи, Старом Крыму, Симферополе), а также в 398 селах и деревнях. Сельские жители составляли около половины всего греческого населения Крыма. Жили они компактно или малыми группами в полном согласии с представителями многих других этносов, населявших Крым.

 По всему Крыму были созданы сельсоветы по национальному признаку. В 1930 г. на полуострове было 8 греческих сельсоветов. Уже в начале 30-х годов греческого населения, как и других народов Крыма, коснулись репрессии, стали ущемляться их права. Многие греки были осуждены и погибли в сталинских лагерях.

 Депортация 1944 года коснулась и греческого населения Крыма. Около 14 тыс. греков были выселены из Крыма, несмотря на то, что среди них были партизаны, подпольщики, фронтовики.

 В 1956 г. с греков было снято позорное клеймо "предателей", гражданские права частично восстановлены. Многие из сосланных вернулись и проживают сейчас в Крыму.

Балаклавские греки

Балаклавские греки,10к  Одним из древнейших народов Крыма являются греки, сумевшие удержаться при всех переворотах.

 Формирование и развитие этого этноса в Крыму продолжается на протяжении около 2,5 тысячелетий. Греки селились на полуострове в разные временные периоды.

 В конце XVIII века греческое население полуострова пополнили новые поселенцы. Это были жители островов Архипелага, принявшие участие в Русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России.

 После заключения Кучук-Кайнарджийского мира Россия приобрела в Крыму крепости Керчь и Еникале. В них были поселены греки, которых стали называть неправильно - "албанцы". За ними закрепилось и другое название - "арнауты". Из этих греков был сформирован пехотный полк, позднее переведенный в Балаклаву. Теперь он стал называться Балаклавским батальоном, а сами греки - балаклавскими. Князь Потемкин поручил им охрану береговой полосы - от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел I указом повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом красным и зеленым "по их обычаю". Солдаты батальона были одеты в красные рубахи, зеленые куртки, украшенные шитьем золоченой нитью, на головах красовались красные островерхие шапки, каждый из них был вооружен шашкой и ружьем. Поселились они в Балаклаве и деревнях Кадыкой, Камаре, Карани, Лака, Керменчике, Аутке, Алсу.

Убранство греческого дома. В свободное от службы время балаклавские греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством, а с 1859 года, после упразднения батальона, они становятся для них главными. Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, где они открывали лавки, гостиницы, кофейни. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством, виноградарством, виноделием, огородничеством. Степь за Балаклавой была распахана плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза. Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. Продолжая традиции античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали из него вино. Каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. После сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось в горах под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло не менее месяца, после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным", т.к. оно делало их буйными, заставляло танцевать, плакать, смеяться, рассказывать небылицы.

Но главными занятиями балаклавских греков были рыболовство и торговля рыбой. Рыбаки прекрасно ориентировались в море, им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский маяк. У каждого имелись и свои ориентиры; ими могли быть крупные прибрежные камни, одинокие деревья на горах, звезды. Поговоркой старых опытных рыбаков стало выражение: "Я сплю, а знаю, что она (рыба) в Керчи думает". Балаклавские греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи, непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны. Сетями, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу, барабулю.

После Рождества балаклавские греки-рыбаки снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, потому, что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался для рыбаков трагически. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выходили вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль заготавливали впрок, солили, коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым блюдом, но поскольку добывалось ее немного, продавался этот деликатес по очень высоким ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего она не уступала по вкусу голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку, или султанку, искусно мариновали. В это время счастливыми чувствовали себя жены рыбаков, хотя нелегкий труд по переработке рыбы выпадал на их долю.

Между всеми греками Крыма укоренились восточные обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного образа жизни. Все свое время они уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда они приходили за водой и вели там длинные беседы. Путешественники, описывая балаклавских гречанок, не скупились на эпитеты. Они находили их очень красивыми, сравнивали их облик с изображением Богородицы на старинных византийских иконах. Этих женщин можно было увидеть сидящими за прялками перед дверями своих домов в теплую погоду, и тогда очарованные путешественники могли услышать приветливое КАЛИ ИМЕРА (добрый день) от милых гречанок. В конце XVII - начале XIX века одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались, как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый головной убор. Однако уже к концу XIX века они стали носить одежду европейского покроя, чаще черного цвета. Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром, образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями, на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед такими домиками всегда были разбиты небольшие цветники и росло несколько деревьев - черешня, абрикос, персик...
Гордеева Т.Г.

Численность и районы проживания

 По переписи 1989 г., в Крыму насчитывалось 2684 грека, а на 1994 г., по данным ЦСУ Крыма - около 4000 человек. Наиболее компактно греки проживают в Симферополе, Ялте, Керчи, а также в районах: Симферопольском (селах Пионерское, Доброе, Заречное, Лозовое) и Белогорском (пгт. Зуя и с. Чернополье). Надо отметить, что греки, депортированные из Крыма, пополняются и людьми из других регионов (например, в Нижнегорском и Советском районах проживают греки, прибывшие в 90-е гг. с Кавказа, что было вызвано политической нестабильностью в данном регионе).

 В ноябре 1992 г. зарегистрировано Крымское республиканское культурно- просветительное общество греков, объединяющее городские и региональные общества. Ведется работа в различных направлениях: восстановление памятников и церквей (в Ялте, Балаклаве, Зуе и с. Чернополье уже есть действующие), изучение языка и культуры в воскресных школах, выпуск греческих программ на Крымском телевидении и радио и т.д.

 По разработанному прогнозу до 2000 г. в Крым должно приехать 20,6 тыс. греков, или 6438 семей. Уже поступило около 1,5 тысяч заявлений от семей, проживающих в Узбекистане, Украине, Казахстане и Российской Федерации. В Симферопольском (села Пионерское и Клиновка), Белогорском (пгт. Зуя), Судакском (пгт. Коктебель) и других районах выделена земля и начато строительство.

Страничка создана по материалам
"Таврического Национального Университета"

А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление образованием. All rights reserved. Revised: сентября 13, 2000

При финансовой поддержке МФ "Возрождение". Проект №7573

Hosted by uCoz