Крымчаки

Краткая справка

 Крымчаки - небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность (этноконфессиональную общность) в средневековый период крымской истории. По последней переписи населения СССР 1989 г. крымчаков насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму. 

 Верующие крымчаки - иудеи, однако их литургия отличалась и от сефардского, и от ашкеназского ритуалов, так как в начале XVI в. была создана собственно крымская литургия - "Ритуал Кафы", что позволило объединить представителей разноэтничных иудейских общин полуострова, на основе старожильческой тюркоязычной иудейской общины. До начала XX столетия исследователями отмечались культовый синкретизм крымчаков, наличие многочисленных пережиточных элементов тюркских языческих культов, архаизмы лексики тюркского языка. Это может быть объяснено тем, что тюркоязычная старожильческая община до XVI в. имела свою длительную историю. Иудаизм на территории Крымского полуострова уже в самом начале своего появления здесь в I-х вв. н.э. приобрел своеобразную этническую окраску, используя принудительный прозелитизм (переход в иудаизм) в качестве вовлечения в общину рабов - представителей других этносов. Об этом свидетельствуют манумиссии Боспорского царства - юридические акты об отпуске рабов, при условии перехода их под покровительство иудейской общины. В VIII - X вв. приход тюркоязычных хазар, - государственной идеологией которых стал иудаизм, еще более воздействовал на сознание представителей иудейской этноконфессиональной общности, оживил прежние языческие представления и культы. От периода Хазарского каганата в общине крымчаков Карасубазара сохранялась реликвия "Книга больших и малых пророков" (хранится в фондах СПб части института востоковедения РАН), датированная эпиграфом-припиской - 847 г. Другая приписка этой книги гласит: "Это я Исхак писарь кагана писал". Еще и в XII в. отмечались мессианские волнения (ожидание спасителя - мессии) среди хазарских иудеев Крыма. 

 Во времена Крымского ханства основные общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе (она подчинялась непосредственно Османской империи). Небольшие общинки, устроенные по типу карасубазарской были в других городах Крыма. Крымчаки были в основном ремесленниками - кожевниками, седельщиками, шорниками, сапожниками и др., однако владели навыками садоводства, виноградарства и огородничества. 

 Приход на территорию Крыма Российской империи изменил путь этнической истории многих народов, проживавших здесь с I тыс. н.э. Для крымчаков, период с 1783 г. по начало XX столетия стал переходной вехой на пути к европейской культуре и образованию, порою жестокой в непонимаемых ими необратимых изменениях, касавшихся их традиционного уклада. 

 В годы советской власти и произведенных национальных коррекций и нивелировки в области культуры, быта и языка, крымчаки стали подобны представителям других национальных меньшинств. Получив доступ к образованию, участвуя в формировании новой советской культуры из среды крымчаков вышли представители различных профессий, появилась прослойка интеллигенции. Примером тому - поэты Илья Сельвинский и Яков Чапичев. 

 Германская оккупация Крыма (1941-1944 гг.) нанесла непоправимый удар по крымчакам - до 80% народа было уничтожено фашистским геноцидом. По сути общность была поставлена под угрозу исчезновения. 

 Несуразность национальной политики в отношении многих малых народов в послевоенный период СССР, отразившаяся и на крымчаках активизировала консолидационные процессы внутри общности, способствовала укреплению самосознания. 

 В 1989 г. было создано культурно-просветительское общество крымчаков "Кърымчахлар" с целью возрождения национальной культуры этого маленького, исчезающего народа. 

Этноним

 <Крымчаки> (<кърымчах>) - это самоназвание представителей небольшого по численности народа (по данным переписи 1989 г., на территории бывшего СССР их насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму), который сформировался в средневековый период на территории Крымского полуострова как этноконфессиональная общность из разноэтничных почитателей реформированного иудейского ритуала. 

 В различных документах по историографии конца XVIII - XIX вв. выделяется в качестве официального названия - <крымские евреи>, а в литературном варианте -<крымчаки>, <евреи-крымчаки>, <константинопольские евреи>, <турецкие евреи>, <татарские евреи>, <крымские раббаниты>, <крымские раввинисты>. В научной литературе со второй половины XIX в. используется этноним <крымчаки>. 

 Община крымчаков с переходом на новое место проживания - Карасубазар (ныне г. Белогорск) на первом этапе формировалась из общины Солхата (Крыма). Возможно, самоназвание группы - <крымчаки>, дошло до нас от названия прежнего места жительства переселенцев. 

 Этническая история крымчаков как этноконфессиональной общности насчитывает почти 500 лет. 

Крымчаки Карасубазара

 Крымчаки - малочисленная народность, сформировавшаяся на территории Крыма много веков назад. История и этнография этого народа еще ждут своих исследователей. Но, к сожалению, количество крымчаков катастрофически уменьшается. По переписи 1989 года на территории СССР их проживало 1148 человек, из них 604 - в Крыму... 

 Вдоль левого берега реки Кара-су, утопая в зелени плодовых деревьев, протянулись улочки Крымчакской общины - <Кърымчахлар джамаат>. Еще в начале нашего века эта часть Карасубазара (сегодняшнего Белогорска) называлась Крымчакской стороной. В одноэтажных домиках-мазанках жили большие семьи крымчаков, в основном ремесленников-кожевников, шорников, сапожников, кузнецов, жестянщиков, ювелиров, чей труд был столь необходим как жителям Карасубазара и его окрестностей, так и проходящим через город караванам. 

 Очень давно, когда крымчаки жили под покровительством Хазарского каганата - мощного государства, протянувшегося от Каспийского до Черного моря - вместе с другими народами, населявшими Крым, они приняли древнюю религию - иудаизм. Когда в X веке Хазарская держава погибла, крымчаки остались верны своей религии. Правда, по старинке, они все еще возносили молитвы верховному языческому Богу всех тюркских племен - Тангры. 

 Для того, чтобы исповедовать свою религию и выжить среди христиан и мусульман, крымчаки объединились в общину родственников. Ею руководили особо мудрые старики. Они следили за тем, чтобы законы и традиции отцов исполнялись, а нищета не касалась крымчакских семей. В дни праздников из рук в руки передавалась небольшая запечатанная коробка с прорезью - <къумбара>, и люди жертвовали деньги на общественные нужды. Из собранных средств выделялись необходимые суммы для поддержки вдов и сирот, бедных семей. 

 В домах крымчаков находилась большая печь, подобная русской печи - от пола до потолка. Ее внутренняя камера нередко превращалась в баню для одного человека. 

 В отдельных сундуках хранилась одежда. Мужской костюм состоял из узких штанов, сапог-<мест> из мягкой кожи и длинного кафтана, подпоясанного кушаком - широким ремнем, на котором висел небольшой татарский нож. 

 Женщины тоже носили кафтаны, а на ногах - туфельки с загнутыми носками - <папучи>. Очень разнообразны были женские украшения: серьги, кольца, перстни, нагрудные ожерелья из золотых и серебряных монет, серебряный или позолоченный пояс. Одежда детей была подобна родительской. Правда, головным убором девочек была феска - цилиндрическая шапочка, расшитая серебряными и золотыми нитями и мелкими монетами. Из-под фаски на плечи спадало множество заплетенных косичек. 

 Дети крымчаков рано привыкали к труду. Девочки учились домоводству и с ранних лет готовили себе приданое к свадьбе, вышивая узоры на различных вещах. Мальчики несколько лет одолевали устный счет, учили библейские истории и молитвы, обучались ремеслу своих отцов и дедов. 

 По-разному складывалась жизнь крымчаков в последние пятьсот лет. Были будни, были и праздники, были счастливые времена, но были и полные горя и страданий.

Этническая история крымчаков

 Этническая история крымчаков как этноконфессиональной общности насчитывает почти 500 лет. Эта эпоха подразделяется на ряд периодов, связанных с государственностью на территории Крымского полуострова, политикой этих государств в отношении крымчаков, последствия которой сказывались на этнических процессах в истории этого народа. 

 Формирование этноконфессиональной общности крымчаков связано с появлением еврейской диаспоры на территории полуострова в первые века нашей эры и распространение иудаизма среди других, проживающих в Крыму, этносов. 

 Основой новой общности, стал примат светской общины <джемаат> над религиозной - <Къаал акодеш>, а закрепление складывающейся новой этничности было усилено с переходом на новое место проживания, где община крымчаков окончательно превратилась в общину замкнутого типа с кровнородственными связями, особым иудейским ритуалом, позволявшим сохранить пережитки языческих верований и традиций, что и превратило эту группу иудаистов в этноконфессиональную общность. 

 В период Крымского ханства основным местом проживания крымчаков стал город Карасубазар (Белогорск). Крымчаки жили и в Каффе (Феодосия) - по российской ведомости 1783 г. там было <62 крымских еврея>. 

 К моменту включения Крыма в состав России в Карасубазаре было 93 дома, принадлежащих общине крымчаков численностью до 800 человек Первый удар, разрушающий устои этноконфессиональной общности крымчаков, был нанесен администрацией Российской империи после присоединения Крыма к России в 1783 г., распространившей на крымчаков дискриминационное российское законодательство в отношении евреев. 

 Приобщение Крыма к российскому рынку, изменение прежних экономических и политических центров на полуострове, приток нового населения - привели к исходу ряда представителей общности из Карасубазара и расселению по Крыму (в XIX в.) и за его пределы (конец XIX - начало XX в.). Численность крымчаков по переписи 1897 г. составила 4,5 тыс. человек. В 1913 г. инициативная группа крымчаков предприняла общинную перепись своего народа. По данным этой переписи насчитывалось 5282 человека, из них мужского пола - 2714, женского - 2568. Учитывая, что в это время в Симферополе проживало до 1,5 тыс. крымчаков, можно оценивать количество общности до 7000 человек. За пределами Крымского полуострова крымчаки проживали в городах Мариуполе, Новороссийске, Геническе, Бердянске, Одессе, Луганске, Сухуми. 

 Приход в Крым в начале XIX в. большого числа этнических евреев привел к активному вытеснению крымчаков из их древних молитвенных домов, вынуждая их строить новые, что вызывало конфронтацию с евреями и еще более закрепляло собственную этничность в самосознании. В литературных источниках этого времени отмечаются честность, чистота и опрятность в быту, внутриобщинная замкнутость крымчаков. 

 Установление Советской власти и осуществление новой национальной политики имело для крымчаков необратимые последствия: в качестве подмены института светской общины было сформировано культурно-просветительское общество; религия объявлена частным делом каждого; школа отделена от церкви, а преподавание до середины 30-х гг. велось в младших классах на крымчакском языке, а в старших на русском. В результате этого религиозная образованность была утеряна, родной язык замещался русским. 

 Перепись 1926 г. отметила 6400 крымчаков. С введением паспортной системы в СССР крымчакам стали вписывать в паспорта <крымчак>, <крымчачка>. 

 Фашистская Германия, оккупировав Крымский полуостров, осуществила геноцид крымчаков, как приверженных иудаизму. Если до Великой Отечественной войны было около 9000 представителей этой национальности, то перепись 1959 г. отметила около 2000 человек. 

 После депортации крымских татар из Крыма в 1944 г. крымчаки подверглись различным притеснениям со стороны государства: им перестали вписывать национальность <крымчак> в паспорта, отказали в открытии своего молитвенного дома, предложив исповедовать культ вместе с евреями, цензура не пропускала публикаций на тему о крымчаках. В это же время развертывается культурно-просветительская деятельность Е. И. Пейсаха, начавшего сбор материалов по крымчакской истории и фольклору и объединившего вокруг себя желающих заниматься этими вопросами. 

 Отношение к общности со стороны государства изменилось в конце 80-х годов. В 1989 г. крымчаки создали национально-культурное общество <Кърымчахлар>, которое поставило своей целью возрождение национальной культуры и уже почти утерянного родного языка. 

 Несмотря на потерю родного языка, конфессии, ряда культурно-бытовых особенностей, живущие в настоящее время крымчаки сохраняют этническое самосознание, отделяя себя от представителей других народов и этнических групп. 



Жилище.

 В карасубазарский период истории крымчакская община проживала компактно в восточной части города вдоль левого берега реки Кара-су. Этот район еще в начале XX в. назывался "Крымчакской стороной". Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей "татаркой" (разновидность черепицы формы средневекового калиптера). Окна домов выходили во двор, к улице была обращена сплошная каменная стена и забор, скрывавший от посторонних глаз жизнь домовладения. 

 Обычное жилище, характерное для средней крымчакской семьи, сохранялось у крымчаков Карасубазара до 40-х гг. XX в. Его описание представлено в неопубликованном этнографическом очерке И. С. Кая: "Дома у крымчаков строились так же, как у татар, преимущественно с окнами во двор. Среднее жилье состояло из кухни (аш-хана), передней (аят) и одной или двух комнат. 

 Убранство комнат отличались особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком - "кииз" - и ковриками - "килим", вокруг стен стлались тюфяки - "миндер", кругом к стенам приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки "ян ястыхлар". Все эти подушки покрывались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами - "янчик". 

 Посреди комнаты ставился низкий круглый стол "софра", за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню, по всему полу стлались матрасы. Утром все матрасы и одеяла складывались в специально приспособленной для этого нише. Аккуратно покрывались белыми покрывалами "чарчеф", сверху симметрично расставлялись подушки "баш ястыхлар" и сооружался так называемый "июк", сейчас "июк" заменяется кроватями, "софра"- столами, "миндерлик" - стульями, одежда, белье складывается в сундуках, медная посуда расставляется по полкам. Посуды в каждом крымчакском доме всегда достаточно: родители при выходе замуж дочерей снабжают их всей необходимой посудой, в соответствии с разнообразными видами крымчакских кушаний". 


Кухня.

 В основе пищевого рациона крымчаков были продукты земледелия и животноводства. Не последнее место отводилось рыбе, в основном, черноморской и азовской. 

 Первые блюда - типа супов (шорва) и борщей - приготовлялись как постными, так и на основе мясного бульона с добавлением теста и овощей. 

 "Бакла-шорвасы" - на основе постного бульона с добавлением рябой фасоли (бакла), жареного лука и домашней лапши. Основой "бакла-шорва" были мясной бульон из говядины или баранины, белая фасоль, лапша и зелень. Борщи приготовлялись на мясном бульоне - (учкундур) из свеклы и капусты; "экшли аш" - из щавеля и шпината. Часто супы заправлялись мясными "ушками", типа мелких пельменей. Летом подавались холодные борщи на основе постного бульона с овощами и зеленью, со сметаной или катыком (йогурт). 

 Вторые блюда обычно были мясными. Тушеное мясо (кавурма) подавалось с гарниром из жаренного или вареного картофеля, отварного риса или домашней лапши (умеч). Из жирной говядины или баранины приготовляли: "таветэ" - тушеное мясо с рисом, "борана" - мясо, тушенное с капустой, "картоф-аши" - тушеное мясо, проваренное с картофелем и другими овощами и др. Из рубленого мяса делались тефтели -"кафтэ", различные фаршированные овощи - "толма" - голубцы из капусты, "япроах-сармасы" - голубцы из виноградных листьев, "бубер-аши" - фаршированный болгарский перец, "алма-толмасы" - фаршированные яблоки и др. 

 Особую роль в пищевом рационе крымчаков играли изделия из теста (хамурдан). Из слоеного теста приготовлялся пирог с начинкой из мяса, картофеля, лука, помидоров и зелени - "кубэтэ"; порционный пирог с мясоовощной начинкой -"пастель"; пирожки с разнообразной начинкой - "чоче" и другие, в том числе и сладкие печености. Из пресного теста делали различные вареники: "сузме" - небольшие мясные пельмени, подававшиеся в ореховом соусе; "флядня" - полукруглые вареники с творогом или брынзой; вареники с разнообразной начинкой, ушки, лапша и прочее. Среди жареных изделий из пресного теста наиболее популярными были "чир-чир" -чебуреки полусферической формы с мясной начинкой, "сутулю таблю" - чебуреки круглой формы, лепешки - "катлама", "урчук" - печение - хворост. 

 Разнообразные сладкие выпечки и сладости дополняли стол в будни, и праздники. Хлебные повседневные лепешки - "птэ" (типа лаваша) выпекались из дрожжевого теста. 

 Среди напитков, подаваемых к столу, были кофе (кара каве), чай, "арле" - на основе поджаренной муки и меда - имел ритуальный характер. К хмельным напиткам относились - буза, приготовляемая из пшеницы, виноградное вино (шарап), и виноградная водка (ракъы). 

Занятия

    Элементы традиционно-бытовой культуры крымчаков, характерные для общины периода Крымского ханства, сохранялись еще в середине прошлого века. 

 В XIX в. основными занятиями крымчаков были ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них отмечают производства кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок. Сведения ономастики позволяют говорить о кузнечном и ювелирном производстве. Часто ремесло сосуществовало с мелкой торговлей. Небольшая часть представителей общности XIX в. была достаточно зажиточной и занималась разными торговыми операциями. Источники сообщают об их участии в различных ярмарках, проходивших на юге России в этот период. 

 В качестве подсобных занятий, сосуществовавших с ремеслом и торговлей, авторами прошлого столетия отмечались садоводство, огородничество и виноградарство. При этом часть крымчаков традиционно производила вина и виноградную водку. В подсобном хозяйстве крымчакской семьи имелся как крупный, так и мелкий домашний скот, содержалась домашняя птица. 

 Незадолго до начала Крымской войны часть карасубазарских крымчаков получила разрешение переселиться в северо-западный Крым, в район озера Донузлав для занятия земледелием, однако, после окончания военной кампании она была вынуждена, в связи с царским указом, вернуться на прежнее место жительства. 

 В настоящее время крымчаки работают в разных отраслях и представлены самыми различными профессиями, не отличаясь в этом от представителей других народов бывшего СССР. 

Национальный костюм.

    Мужская одежда крымчаков, по описанию начала текущего столетия, состояла из "синего архалука, стянутого широким поясом с серебряными украшениями, независимо от небольшого кинжала или медной чернильницы со всеми принадлежностями письма". Этот облик мужского костюма существенно дополнен свидетельством И.С. Кая: "Характерная одежда у крымчаков - круглая барашковая шапка, длинный до колен черный не то пиджак, не то пальто, широкие внизу брюки, мягкие сапоги "мест", поверх которых носят "катыр" - тяжелые твердые кожаные галоши". 

 Одежда крымчачек состояла из нижнего белья - шаровар различных расцветок, нижняя часть которых закреплялась на лодыжках ног подвязками (чарап) в виде лент, украшенных орнаментальным шитьем из золотых и серебряных нитей. Верхней одеждой был длинный до уровня лодыжек кафтан, обычно лиловых тонов, запахивающийся влево, оставлявший широкий вырез на груди (коклюк), который закладывался цветным платком. Борта кафтана и отвороты рукавов украшались узорами золотого и серебряного шитья. Поверх кафтана обычно надевался черный шелковый передник, нередко с кружевами. 

 Головной убор крымчачек соответствовал возрастной и социальной категории носящей. Девочки и девушки носили фески лиловых тонов, орнаментированные узорами золотых и серебряных нитей, нередко их украшали, пришивая мелкие золотые или серебряные монетки. Молодые замужние женщины были обязаны носить "къыйих" - сложенный наискось большой цветной платок. Старые женщины надевали ложный головной убор "баш багы", состоявший из нескольких отдельных частей. Традиционной обувью крымчачек были мягкие кожаные туфли - "папучи". Молодые крымчачки показывались на улице редко, "и то не иначе, как покрытые с ног до головы включительно белыми покрывалами". Одежда крымчачек дополнялась украшениями, среди которых обязательным было шейное, типа монист, состоявшее из подвешенных на шнурке серебряных и золотых монет. Среди других украшений отмечались кольца, серьги и браслеты. Пояса, обычно наборные (филигранные для прошлого - начала нашего столетия), - обязательный подарок родителей дочери-невесте в день ее свадьбы - повседневно не носились. 

Половозрастные группы

 Внутри крымчакской общности выделялись различные половозрастные группы, которым отводилась определенная роль в общественной, религиозной и внутрисемейной жизни. Для мужчин и женщин во время праздников накрывались столы в разных помещениях, женщины не могли выйти из дома, не прикрывши лиц. Существовало разделение мужчин на четыре категории: мальчики - до 13 лет; неженатые мужчины - от 13 лет и до женитьбы; женатые мужчины; наиболее почетной была группа стариков "азекен", прошедших обряд кройки савана. Главой семьи был отец, а в его отсутствие - старший сын. Женская половина семьи подчинялась жене главы семьи. Невестки до рождения детей нередко терпели унижения в семье, выполняя самую тяжелую работу по хозяйству. Им запрещалось самостоятельно по своему желанию приходить в дом матери. 

Светская община

 Крымчакская светская община "джемаат", которой руководили старики из различных социальных слоев, следила за соблюдением прав и обязанностей своих соплеменников. Для решения ряда вопросов привлекался руководитель религиозного братства "Къаал Акодеш" -"Ребы", а также другие представители культа. 

 По сведениям прошлого века, община следила за имущественным состоянием своих членов. На различных обязательных праздниках, проводимых наиболее состоятельными крымчаками, собрались суммы, которые поступали в общественную кассу. Деньги от этих сборов могли использоваться для строительства различных доходных домов и предприятий, давались в качестве ссуды под проценты соплеменникам, решившим начать какое-то выгодное дело, шли на закупку необходимого для поддержания малоимущих, вдов и сирот. 

 Советом стариков, которым руководил "Ребы", решались различные тяжбы между соплеменниками, при этом обычное право было на стороне малоимущих. 


Праздники

 Еще в начале этого столетия все крымчаки соблюдали обязательные иудейские праздники: Прым, Песах, Матын Тора, Нам кун, Решошона, Кыпыр куны, Сука, Сымхас Тора, Тым шаббат, Ханнука. Традиционные обряды и пища, приготовлявшаяся в дни праздников крымчаками, имели свои особенности. 

 В память о крымчаках, уничтоженных в годы второй Мировой войны, ежегодно, начиная с 1944 г., в начале второй декады декабря проводятся общие поминки - <Тъкун> с ритуальным застольем, собирающие в Крыму большинство представителей общности. 

Ачкинази Игорь Вениаминович, научный сотрудник Крымского отделения института востоковедения НАН Украины. 


Литература

  1. И. В. Фрагмент гуннского котла из Неаполя Скифского. // Материалы к этнической истории Крыма. Киев. 1987. 
  2. Ачкинази И. В. К вопросу об этногенезе крымчаков в советской историографии //МАИЭТ. Вып.1 Симферополь, 1990. 
  3. Ачкинази И. В. Погребальный обряд как источник по этнической истории крымчаков Проблемы истории Крыма. Тезисы докладов научной конференции. Вып. 1. Симферополь, 1991. 
  4. Ачкинази И. В. Крымчаки. Историографический обзор по публикациям XIX - начала XX в. //МАИЭТ. Вып. II. Симферополь, 1991. 
  5. Ачкинази И. В. Погребальный обряд крымчаков // МАИЭТ. Вып. III. Симферополь, 1993. 
  6. Ачкинази И. В. Об иудейских памятниках конца IX - начала Х вв. из Крыма//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье. Тезисы докладов. Симферополь, 1994. 
  7. Ачкiназi I. В. Кримчацька мова. iсторiографiя та джерела. До постановки проблеми.//Схiднiй свiт. 1995. ї1. 
  8. I.W. Аczkinazi (Кгуm). W kwestii etnogenezy krymczakow w radzieckiej historiografii.// Rocznik muzulmanski. rok IV. t.3. 1995. 
  9. Ачкинази И.В. Крымчаки. Краткий очерк этнической истории.// Сквозь века. Симферополь, 1996. 
  10. Ачкинази И.В. К вопросу об этнической принадлежности крымчаков.// МАИЭТ. Вып.V. Симферополь, 1996. 
  11. Ачкинази И.В. Условия формирования иудейских общин на территории. Крыма в хазарский и послехазарский период.//Византия и Крым. Тезисы докладов. Симферополь, 1997. 
  12. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1861. Т.34. ї34818 
  13. Лякуб П. М. Внутренний и общественный быт крымчаков // Голос, 1806, ї42. 
  14. Филоненко В. II. Крымчакские этюды // Rocznik orientalistyczny Т.XXXV. Z.1. 
  15. Harkavy A. Die altjudisehen denkmaler der Krim - СПб.. 1876 '' Перевод В. Л. Вихновича. 
  16. Кая И. С. Ханские ярлыки, данные крымчакам // Еврейская старина, 1914, Вып. 1. 
  17. Самойлович А. Н. Название дней недели у турецких народов // Яфетический сборник, 1923. ї11. 
  18. Самойлович А. Н. К вопросу о наследниках хазар и их культуры // Еврейская старина, 1924, Т. XI. 
  19. 3аболотный С. С. Группа крови у караимов и крымчаков // Бюлетенi постiно? комiсii вивчання кров'яних угруповань. - Харкiв, 1928. т. III, кн I 
  20. Теребинская Шенгер Н. Крымские татары // Русский антропологический журнал, 1928. Т. 17. Вып. 1-2. 
  21. Дяченко В. Д. Антропологiчний склад украiнського народу. К.. 1965. 
  22. Пейсах Е И. Крымчаки // Советише Геймланд, 1974. її 7. 9. 
  23. Корпус боспорских надписей. - М. - Л., 1965. 
  24. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М., 1990. 
  25. Starkova S.B. Les plus ansiens manuscrits de la bible dansia collektion deb I institut des etudes orientales de I Academie sciences de I URSS // La paleographie hebraique medievale. - Paris, 1972 
  26. Плетнева С. А Хазары. - М., 1976. 
  27. Сборник Императорского русского исторического общества. Т. XII. 
  28. Фарфель Г. А. Древняя еврейская синагога, найденная в городе Феодосии. - Феодосия, 1917. 
  29. Берлин И. 3. Исторические судьбы еврейского народа на территории русского государства. - Петербург, 1919. 
  30. Регесты и надписи. Свод материалов для истории евреев в России (80-1800 гг.). Т. 2. - СПб., 1906. 
  31. Куповецкий М. С. Динамика численности и расселения караимов и крымчаков за последние 200 лет // География и культура этнографических групп татар в СССР. - М., 1983. 
  32. Письмо И. С. Кая к Е. И. Пейсаху от 1.01.1952 г. // Отрывки из писем И. С. Кая к Е. И. Пейсаху. - 1966. Машинопись (Из личного архива В. М. Ачкинази). 
  33. Zand M. Notes on the culture of the non-ashenazi jewish communities under soviet rule // Y.Roi, A.Beker (eds). Jewish culture and identity in the Sowiet Union. - New- York and London, 1991 
  34. Каппа А. Среди крымчаков // Книжки <Восхода>, 1901, Авг. 
  35. Лернер О. М. Евреи в Новороссийском крае. Исторические очерки. По данным из архива бывшего новороссийского генерал-губернатора. - Одесса, 1901. 

А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление образованием. All rights reserved. Revised: сентября 14, 2000

При финансовой поддержке МФ "Возрождение". Проект №7573

Hosted by uCoz