Немцы



Первые колонисты

 После включения Крыма в состав Российской империи правительство стало усердно заниматься вопросом заселения Таврической губернии. Помимо уволенных в отставку солдат, перевезенных сюда крепостных и государственных крестьян, стали приглашать иностранцев.

 Первые немецкие колонисты в Крыму появились в 1787-1788 гг. Это были так называемые данцигские поселенцы, которые частью погибли или самовольно разошлись, а частью оказались в Крыму в крайне бедственном положении. Их насчитывалось 10 душ. Пропитание себе они добывали ремеслом или поденной работой.

 В начале XIX века переселенцы из Бадена и Вюртемберга, Эльзаса и Баварии, Нассау и Швабии, а потом из Швейцарии и Австрии основали в Симферопольском и Феодосийском уездах несколько немецких колоний: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное и Ароматное Белогорского района), Герценберг (с. Пионерское Феодосийского горсовета) и Цюрихталь (с. Золотое Поле Кировского района), Кроненталь (с. Кольчугино Симферопольского района).

 Это были так называемые <материнские колонии>, выходцы из которых впоследствии стали переселяться в другие населенные пункты или основывать новые - <дочерние колонии>. К 1860 г. на полуострове уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.

Жилая комната  В 60-70-е годы XIX века начинается второй этап переселения немцев, которые приезжали главным образом из материковой части Таврической губернии. В Крыму появляются так называемые <молочанские> меннониты, наиболее известные колонии которых - Карасан (с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (территория п.г.т. Гвардейское Симферопольского района). Еще в XVI веке, появилась в Германии эта протестантская секта, проповедовавшая отказ от насилия, смирение, второе пришествие Христа, За это их преследовали на родине, и меннониты бежали в Голландию, в Америку и в Россию, а именно - в Крым.

 Правительство России охотно распахнуло ворота Тавриды перед немецкими колонистами, но при условии, если каждая семья привезет с собой не менее 300 рублей и покажет себя образцовым хозяином на земле. Если эти условия соблюдались, немцы получали в Крыму по 60-70 десятин земли на каждую семью. При этом их освобождали от налогов и от службы в армии на 10 лет.


Занятия колонистов

 За короткое время немецкие хозяйства в Крыму буквально расцвели. Этому способствовали трудолюбие, аккуратность и культура агротехники колонистов. Немцы в Крыму растили хлеб, их села утопали в зелени фруктовых садов, а все усадьбы весной благоухали сиренью, белой акацией, розами.

 При преобладании земледелия среди немцев было достаточно распространено скотоводство, свиноводство и птицеводство; разводили и такие виды экзотических животных как верблюды: в хозяйстве меннонитов Крыма на 1914 год их было 50 голов. Немецкая кухня

 У немцев-колонистов в основе собственности на землю лежал принцип неделимости первоначального владения. Изначальный надел нельзя было ни продать, ни заложить, что являлось важным в создании системы материального благополучия колоний.

 Немаловажную роль в повышении производительности колоний играли комиссии сельского хозяйства, создаваемые в каждом округе и имевшие главную цель: общественное благо. Комиссии изыскивали способы увеличения производительности сельхозтруда, улучшения хлебопашества за счет орудий труда, хороших семян, правильного севооборота, времени посева. Комиссии давали полезные советы по содержанию и разведению скота; шелководов обеспечивали шелковичными семенами и <червяковыми яичками>, распоряжались, чтобы каждый хозяин разводил некоторое число тутовых деревьев и чтобы живые изгороди состояли из тутовых кустарников. В виноделии заботились об улучшении качества вин, обеспечивали поселян сельскохозяйственными библиотечками.

 Отличившиеся колонисты премировались от 10 до 30 руб. серебром из общественной суммы. Решение комиссии почти всегда было законом.

 Со второй половины XIX в. некоторые разбогатевшие колонисты стали вкладывать деньги в фабрично-заводское производство. Так, колонистами были сооружены кирпично-черепичные и чугунолитейный заводы, мельницы, шпагатно-канатная фабрика.


Образование

 Среди немецких колонистов почти не было неграмотных. Практически каждый поселок, как бы мал он ни был, заводил собственную школу. Все они относились к типу общественных школ - особенность немецких поселений. Содержались на средства сельского общества, иногда с пособием от земства. Имели церковно-религиозный характер и часто совмещались с молитвенными домами. Срок обучения составлял 5-8 лет.

 Посещали школу как мальчики, так и девочки. Но библиотеки при начальных школах иностранных поселенцев в большинстве случаев отсутствовали, а существующие отличались бедностью.

 В Крыму имелось центральное училище по подготовке учителей начальных классов для немецких колоний и сельских писарей, знающих русский язык, - Нейзацкое Симферопольского уезда (открылось в 1877 году). Учащихся - 19 человек, преподавателей - 3. Жалованье: законоучителю -100 руб., зав. училищем - 1000 руб., учителю немецкого языка- 800 руб. Стоимость содержания училища - 2195 руб., из них от земства - 1100 руб.


Нравственные устои

 В быту у немцев крепкая семья и высокие нравственные устои считались источником благосостояния народа. В большинстве своем колонисты были хорошими хозяевами, могущими служить примером для других.

 Любопытна характеристика нравственности немецких колонистов Крыма, данная в монографии Клауса за 10 лет (1831-1841): <...преступления против веры - нет, неповиновения и дерзости против начальства - 4; нарушение прав личности: ослушание против родителей -2; противозаконное удовлетворение страстей - 8; нарушение прав на имущество, воровство и мошенничество -4; проступки: нарушение правил о благоустройстве в колониях: неисполнение обязанностей при тушении пожара -2, за нерадение по хозяйствам вообще -15, междоусобная вражда и ссора -3, нарушение уставов благочиния, пьянство - 15, бродяжничество -3, кормчество -1, невыполнение предписаний начальства -9.>


Вероисповедание

 По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями христианской религии двух крупных течений - католицизма и протестантизма, а также были меннониты, сепаратисты, а среди городских жителей встречались люди, принявшие православие.

Крымские немцы и I-я мировая война

Началась первая мировая война. 26 июня 1914 г. на экстренном заседании Государственной Думы прозвучало заявление, что русско-подданные немцы, на которых некоторые германцы смотрят как на свои форпосты, в действительности верноподданные русского государства, и необходимо снять то оскорбление, которое наносится одним предположением, что немцы могут изменить своему отечеству. Будущее покажет, как немцы по зову монарха на поле брани постоят за доверие, оказанное им. Газеты за 1914 год пестрят сообщениями об оказании помощи русской армии людьми разных национальностей, среди которых - немцы. Меннонитские общины Крыма изготовляли белье и необходимые предметы для раненых, жертвовали крупные суммы денег, продовольствие, помогали семьям призванных в армию.

Тем не менее, в Думе готовился Указ о ликвидации немецкого землевладения в России. В ноябре 1914 г. Таврический губернатор Н. Н. Лавриновский выехал по вызову в Петроград для участия в обсуждении законопроекта о ликвидации немецкого землевладения.

Ряд статей в <Южных ведомостях> в ноябре 1914 г., отражая, общественное мнение, называет немцев-меннонитов трудолюбивыми, нравственными и трезвыми крестьянами, которые не могут быть пособниками врага, факт лишения немцев землевладения оценивался как большое потрясение для всего делового Крыма; пострадают банки, промышленные предприятия, крупные землевладельцы, частные лица, т. к. немцы связаны со всеми деловыми предприятиями Крыма, и их крах будет крахом для всего края; говорилось о том, что масса сынов крымских немцев ушла на войну, а в проекте закона такие семьи должны исключаться из списка репрессируемых. В октябре 1914 г. на заседании при губернской управе представители дворянства, председатели управ и земские гласные постановили отправить депутацию в Петроград для ходатайства о смягчении и изменении меры против немцев.

Иная картина наблюдалась на заседаниях Государственной Думы в январе 1915 г. Ораторы призывали покончить с <экономическим гнетом внутренних и внешних немцев>. 3 февраля 1915 г. был опубликован закон о землевладении и землепользовании в государстве Российском, по которому иностранные выходцы немецкого происхождения либо их потомки должны были в течение двух лет продать свое недвижимое имущество. Действие закона не распространялось на лиц, доказавших свою принадлежность к православному вероисповеданию от рождения или переход в православие до 1.01.1914 г., свою родословную от участников и героев бывших на Руси войн. Этот закон был объявлен <краеугольным камнем в борьбе с немецким засильем в России>.

До 1 февраля 1917 г. в Таврической губернии было продано 156 имений русско-подданных колонистов, 90% проданных немцами земель перешло к Крестьянскому банку. Множество газетных объявлений в 1917 г сообщало о продаже немцами земли.


Крымские немцы и гражданская война

 Октябрьскую революцию 1917 г. немцы встретили неоднозначно; враждебно или сочувственно, что зависело в основном от социально-экономического положения. Местные колонисты сражались против германских войск в составе Первого Екатеринославского коммунистического кавалерийского полка в 1918 г, в армии Буденного - против Врангеля, Махно и белополяков в 1919 г.

 Воевали и против большевиков в армиях генералов Деникина и Врангеля, снабжали немецкое командование сведениями разведывательного характера.

 Во время оккупации Крыма с мая по ноябрь 1918 г. германскими войсками среди части немцев - крупных землевладельцев - возникла идея отделения Крыма и от России, и от Украины. Они были в этом солидарны с татарами, ведущими сепаратные переговоры с Турцией. Поддержку для обеспечения независимости предлагалось искать у Германии.

 В мае 1918 г. в Крыму состоялось совещание немцев-колонистов с участием германского министра земледелия Линдеквиста. Обсуждался вопрос о создании на территории Крыма, Северного Причерноморья и Приазовья Черноморской области, управляемой Германией, которая предназначалась для немецкой колонизации. "Через 20 лет, - пишет крымский историк И.С. Чирва, - этот план вошел в план Геринга, известный под -названием <Зеленая папка>.


Крымские немцы и Советская власть

 Советскую власть крымские немцы встретили настороженно. В первой половине 20-х годов 80% немецких колонистов составляли середняки и зажиточные крестьяне-собственники. Процент крупных землевладельцев и малоимущих был низок. Немцы были причислены к классу эксплуататоров, несмотря на то, что трудились на равных вместе с наемными рабочими. Исходя из <революционных> интересов, земли немецких колонистов сократили в два раза, тогда как наделы всех других народов были значительно расширены. К 1925 г. немцы обрабатывали 94 тысяч десятин земли вместо 180 тысяч, выделенных в начале XIX в.; 6 % немецкого населения производили 20 % валового дохода от всей сельскохозяйственной продукции Крымской АССР.
 Отрицательное отношение немцев к коллективизации заставило многих из них эмигрировать.


Культура этноса и Советская власть

 Тяжелый период переживали немцы во время Советской власти в культурной жизни. Здесь шел процесс интернационализации. Из библиотек, собиравшихся много десятилетий, была изъята литература художественная, сельскохозяйственная, религиозная на немецком языке, уничтожалась письменная память народа. В 1937 г. немецкие школы в Крыму были закрыты.

 Борьба с религией привела к тому, что приходы Нейзацкий, Цюрихтальский, Нейманский, Бютенский и Джемелский были национализированы. В них разместились ревкомы, избы-читальни и клубы. Оставшиеся передавались немецким общинам в аренду, хотя были выстроены на средства колонистов. Молитвенные дома закрывались, запрещалось проводить богослужения.

 Значительная часть колонистов лишались права участвовать в голосовании. В партию большевиков в течение первых 10 лет вступило не более 10 немцев.

 На немецком языке Крымиздатом в 1929-1930 гг. издано 4 наименования книг, на татарском - 168 наименований, на крымчакском -4, греческом -1, на других языках никакой литературы издано не было.


Численность и места поселения до ВОВ

 Статистические данные дают представление о местах поселения и количестве немецкого населения в Крыму с 1865 по 1926 г.
В 1865 г. немцев в Крыму насчитывалось:
в Симферопольском уезде: 2000 чел. Всего населения: 25700
Феодосийском: 1700 чел. 37900
Евпаторийском: 350 чел. 14000
Перекопском: 750 чел 8800
в городах: 400 чел. 84700
 
По Первой Всероссийской переписи 1897 г. в Крыму немцев было:
в Евпаторийском уезде - 7588 (12,0 %)
Перекопском - 11710(22,8 %)
Симферопольском - 5812 (4,0 %)
Феодосийском - 4909 (4,2 %)
Всего: 29127 человек


 В 1915 г. в процентном отношении:
в Евпаторийском уезде - 12,0 %
  Перекопском - 22,8 %
  Симферопольском - 4,2 %
  Ялтинском - 0,5 %
  Керчь-Еникальском градоначальстве - 0,7 %
  Севастопольском градоначальстве - 1,6 %


 По Всесоюзной переписи населения 1926 г. немцев в Крыму проживало всего 43631 чел. (из 493866 чел. общего населения), из них мужчин 20886, женщин 22745.

 С родным языком - 41802 обоего пола, грамотные - 31319, в т. ч. на языке своей народности - 29175. Основная часть проживала в сельской местности - 39333 чел. обоего пола. По данным Всесоюзной переписи 1939 г. население Крыма составляло 1.126.429 чел. Из них немцев - 51299 чел. (4,6 %).

 Проживали немцы во всех районах и городах Крыма. Национальными были два района: Биюк-Онларский (Октябрьский) и Тельмановский (Красногвардейский). В Биюк-Онларском проживало 18542 чел., немцев из них 4010. В Тельмановском - 23535 чел., из них -7897 чел. немцы.


Депортация и современность

 18 августа 1941 г. была открыта еще одна драматическая страница в истории немецкого народа - началось переселение из Крыма в Ставропольский край, а затем в Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую области, Алтайский край, Казахстан. Эта акция входила в комплекс мероприятий по организации обороны Крымского полуострова.

 В августе-сентябре 1941 г. из Крыма было выселено около 50 тысяч немцев, а в 1944 г. последовала вторая волна выселения - 2,2 тысячи человек. В 60-80-х годах немцы предпринимали попытки вернуться в Крым. В период с 1960 по 80-е годы на полуостров вместе с крымскими немцами приезжают также поволжские, сибирские и немцы Казахстана.

 По переписи населения 1989 г. в Крыму проживало 3265 немцев (0,1% от общего числа населения). 8 декабря 1990 г. на полуострове было организовано общественное объединение советских немцев, которое в 1993 году было перерегистрировано как республиканское общество немцев Крыма <Видергебурт>. Обществом ведется обширная работа по возрождению культуры: работают культурные центры <Дойче клуб>, воскресные школы, на немецком и русском языках издается газета <Хоффнунг>. На крымском телевидении и радио выходят немецкие передачи, создано 5 немецких лютеранских евангелических общин. Одно из главных направлений работы - возвращение депортированных немцев.

 К сожалению, не все вернутся на землю, где выросло и похоронено несколько поколений их отцов, которые некогда с другими народами осваивали наш край.

 По данным ЦСУ Крыма на 1994 г. в Крыму проживало 2593 немца.
Ю. Н. Лаптев
науч. сотр. Крымского этнограф. музея
 

Численность и места расселения в настоящее время

 На 1989 г. в Крыму проживало 2356 немцев. Несмотря на то, что в начале 90-х гг. усилился процесс выезда немцев на постоянное место жительства в Германию (например, в с. Новопокровке Красногвардейского района в середине 80-х гг. проживало 40 семей, а на 1994 г. осталось только 10), число немцев Крыма на 1994 г. составило 2593 человека.

 В декабре 1990 г. в Крыму было организовано Общественное объединение советских немцев, которое в 1993 г. перерегистрировано как Республиканское общество немцев Крыма "Видергебурт". С 1991 по 1994 г. зарегистрированы 22 региональные и городские организации. Общество сосредоточило усилия на возрождении культуры немцев: работают 9 культурных центров "Дойче клуб" и 20 воскресных школ, на немецком и русском языках издается газета "Хоффнунг" ("Надежда"), на крымском телевидении и радио выходят немецкие передачи. Создано 5 немецких лютеранских евангелических общин, которым отдано 3 кирхи (2 из них действующие - в Симферополе и Ялте), в с. Янтарном Красногвардейского района действует молитвенный дом. В 1995 г. на полуострове зарегистрировано и начало свою работу объединение немцев "Землячество депортированных немцев Крыма".

 Но все же одним из главных направлений работы общества является возвращение депортированных немцев. По разработанному прогнозу до 2000 г., должно приехать 45,7 тыс. человек, или 14281 семья. Имеется более 3-х тысяч заявлений на переезд в Крым от немцев, проживающих в среднеазиатских странах СНГ.

 В сельской местности расселение предполагается компактными поселками по 2-3 тыс. человек. В Симферопольском (с. Пионерское), Красногвардейском (с. Ново-Марьяновка), Ленинском (с. Яркое), Сакском и других районах на выделенных землях начато строительство.


Источники

  • Л. И. Дайнеко
    "Немецкие колонии в Крыму история заселения Крыма выходцами из Германии и жизнь 
    колонистов с начала XIX в. до выселения их в 1941 г."
    . - Сквозь века: Народы Крыма. 
    Вып. 1/ ред.Н.Николаенко - Симферополь: Академия гуманитарных наук, 1995 г.
  • С.Г. Кащенко
    "Положение немецкого населения в Крыму в годы Первой мировой войны."- Известия Крымского республиканского краеведческого музея, №7, 1994 г.


Литература

  1. Полное собрание законов Российском империи. Собрание первое (ПСЗ) Спб., 1861.
  2. Кабузан В. М. Немецкое население в России в XVIII-нач. XX вв. // Вопросы истории, 1989, ї 12.
  3. Клаус А. Наши колонии. - Спб., 1869.
  4. Журнал МВД, 1837 г., ч. XXVI.
  5. Вернер К. А. Памятная книжка Таврической губернии. Отдел II. - Симферополь, 1889.
  6. Кащенко С. Г. Система образования и религиозные верования немецкого населения Крыма 
    (к. XIX - н. XX в.) // ИКРКМ, 1994, ї 5.
  7. СИЭ, - М., 1966, т. 9.
  8. Велицын А. А. Немцы в России. - Спб., 1893.
  9. Памятная книжка Таврической губернии под ред. К. В. Ханацкого, 1869.
  10. Наставление для комиссии сельского хозяйства в немецких колониях Южного Края России. - 
    Бердянск, 1886.
  11. Маркевич А. И. Таврическая губерния во время Крымской войны. По архивным материалам // 
    ТУАК, ї 37.
  12. Кожекин А. Г. Помощь немецкого населения Таврической губернии российской армии во 
    время Крымской войны 1853-1856 гг. // ИКРКМ, 1493, ї 3.
  13. Русская Ривьера. 1914, 29 июля.
  14. Русская Ривьера. 1914, 20, 27, 30 июля, 10, 31 августа, 28 сентября.
  15. Южные ведомости. 1914, 1 ноября.
  16. Летопись войны. 1915, ї 26, 14 февраля.
  17. Южные ведомости. 1917, 9 и 22 февраля.
  18. Крымско-украинские переговоры. Собрание документов, касающихся пребывания в Киеве делегации 
    Крымского правительства 26 сентября - 16 октября 1918 г. - Симферополь, 1918.
  19. Лаптев Ю. Н. По разные стороны баррикад // Таврические ведомости, ї 32 (90), 13.08.1993.
  20. Лаптев Ю. Н. Краевое правительство и крымские немцы // Таврические ведомости, ї 84) 2. 07. 1993.Ж. 
    Крестьянский путь, 1920.
  21. Чирва И. С. Крым революционный. - К., 1963.
  22. Ж. Крестьянский путь, 1920.
  23. Семенов В. А. Немецкие колонисты в Крыму в первой половине 20-х годов // Пiвденний архiв, ї 2, 
    с. 51-55 
    Херсонский гос. пед. институт.
  24. Десять лет Советского Крыма. 1920-1930. - 1930.
  25. Крымская АССР (1921-1945). Выпуск 3, 1990.
  26. Списки населенных мест Российской амперии. Таврическая губерния. - Спб., 1865.
  27. Андриевский Ф. Н. Статистический справочник Таврической губернии, ч. 1, С. 1915 г.
  28. Всесоюзная перепись населения, 1926 г., Крымская АССР. -М., 1928.
  29. Крым многонациональный. Выпуск 1, 1988.,

Страничка создана по материалам
"Таврического Национального Университета"

А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление образованием. All rights reserved. Revised: сентября 13, 2000

При финансовой поддержке МФ "Возрождение". Проект №7573

Hosted by uCoz