Символы
в вышивках и орнаменте
крымских татар
Находящийся в фондах
музея материал
предсталяет широкие
возможности для
исследования и изучения
темы знаковой символики.
Изучение и раскрытие
символов в вышивках и
орнаменте позволяют
почерпнуть знания не
только
исследователю-этнографу,
но и человеку,
прикоснувшемуся к загадке
и тайне, скрытых в этих
символах.
Символ, орнамент, вышивка
- это иносказательный язык
души, образное восприятие
народа. Подбор цветов,
сочетание оттенков
является прямым
отражением природы,
местного ландшафта. Крым -
это необычное, живописное
сочетание красок, красоты
пестрых цветов и
контрастов. Например,
Южный берег
воспринимается как образ
"вечной весны",
вечного цветения и
пробуждения. Сама природа
диктовала выбор
определенного цвета.
Особенность эту можно
проследить и в верхней
одежде женщин. Здесь
преобладало использование
легких цветов -
светло-сиреневого,
фиолетового, белого -
цвета, связанные с
эмоциями, сердцем, любовью.
Менталитет степных
женщин выражался в выборе
основных цветов, связанных
с физической силой, с
практическим, земным
ощущением. Глубокое бордо
обозначает зрелость, силу
мужского начала. И, конечно
же, общий - красный, который
носили исключительно
женщины. Это цвет
активного начала, иногда
он использовался как
оберег от дурного глаза.
Секреты и тонкости
вышивания переходили
наследственно по женской
линии от матери к дочери,
из рода в род. Мастеру или
мастерице,
изготавливающим любую
вещь, приписывалась особая
сила. Это было
определенное таинство, от
которого зависело, как
будет носиться эта вещь и
принесет ли она удачу.
Большинство известных
символов носит характер
общечеловеческих.
Например, символ
шестиконечной звезды, -
звезды Дауда в Коране, или
звезды Давида. Выбор
именно этого символа на
ювелирном украшении
"фес-тёпелик"
(навершие на фес) не
случаен. На темени у
человека находится так
называемый энергетический
центр связи человека с
космосом, Богом. Можно
только восхититься
мудростью предков,
которые, возможно
интуитивно, выбрали именно
этот символ.
Существует несколько
трактовок этого мощного по
энергетике и по смысловому
значению символа. Он
встречается в
христианстве, буддизме,
мусульманстве, иудаизме. В
буддизме это символ
пересечения активного
(мужского) и пассивного
(женского) начал. Ислам
дает свое трактование:
треугольник вершиной
вверх - рай, вниз - ад.
Пересечение неба и земли -
есть символ существования
человека, его значения на
этой земле. Это очень
глубокий, философский по
своему значению, символ,
который встречается
практически у всех народов
и является
общечеловеческим. Только
каждый народ давал свое
объяснение, понимание и
ощущение этого символа.
Следующий не менее
интересный и довольно
распространенный символ -
треугольник. Стилизованно
он представлялся на многих
головных уборах, женских
покрывалах ("марама")
украшенным и дополненным
растительным орнаментом.
Символ треугольника
встречался не только на
вышивках и тканых килимах,
но и часто использовался в
тканых салфетках
("эвджиярах") и
полотенцах
("дуварбез",
"эльбез"), а также в
ювелирных украшениях.
Известное христианское
толкование этого тригона -
представление Бога в трех
ипостасях: Бог-отец,
Бог-сын и Дух святой. В
исламе трактование
представлено так: Аллах,
Мухамед, Али.
Современное исполнение
амулета или оберега в виде
треугольника ("сагъ-
дува") - это упрощенный
вид красивого ювелирного
украшения ("дувалых"),
где полые металлические,
чаще серебряные,
стилизованные
треугольники, выполненные
в технике филигрань,
заполнялись свитками из
молитв. "Дувалых"
носился на груди, так как
символ треугольника с
устремленной вверх
вершиной, обозначал
стремление духа к
высокому: духовности, небу,
чистоте.
У крымских татар
существовал интересный
обряд дарить
девушке-невесте в день
свадьбы пояс
("къушакъ"). Замужние
женщины носили "йыпышлы-
къушакъ" - пояс
филигранной работы с
массивной серебряной
бляхой, девушки носили
"лакъшеван къушакъ",
более нежный, изящный, реже
- пояса, украшенные
драгоценными камнями.
Ювелирные украшения, как
неотъемлемую часть
костюма, носили
обязательно. Пояс, помимо
декоративного значения,
выполнял и роль оберега -
своеобразного разделения
на духовную и физическую
часть, а также нес защитную
функцию энергетического
центра жизненных сил.
Один из часто
встречающихся символов на
вышивке и орнаменте
"марама" - головных
покрывалах и
"учкъурах" - поясах из
широкой шерстяной ткани -
"дерево жизни". Этот
символ встречается у
многих народов - на
украинских, белорусских
рушниках, русских
полотенцах, болгарских
пешкариках. Древо жизни -
древо познания,
бессмертия, а также место
пребывания богов и душ
умерших. Дорога, путь,
посредник между двумя
мирами, средство пути в мир
предков и возвращения на
землю - крона дерева,
уходящая в небо. Сочетание
прошлого, настоящего и
будущего: корни древа
уходят в землю (прошлое),
ствол между небом и землей
(олицетворение
настоящего), и крона
уходящая вверх (будущее).
Крымскотатарский народ
не находился в отрыве от
общечеловеческих знаний,
общих знаний природы,
знаний тонкостей
человеческой души, магии
творчества. Это мощный
культурный пласт, знание
которого обогатит не
только представителей
данного этноса, но и
человечество в целом.
С.Эдемова
научный сотрудник
Крымского
этнографического музея.
Традиционной
пояс женщины, сделанный из
парчи, которую ткут с золотой нитью,
и серебряными декоративными
элементами (бабочки и удлиненные
петли). Сложная застежка в форме
листьев винограда, с добавленными
цветочными мотивами, показывает
исключительно филигранную работу.
Головной
убор женщины, сделанный из
красного бархата на твердой рамке.
Вышивка подобием золотых монет
формируют треугольный мотив.
Металлическое украшение на
вершине ("tepelik") с приложенным
состоит из цветочных мотивов.
Пояс Женщины,
украшенный сложной серебряной
застежкой и пятью удлиненными
петлями. Узкий пояс сделан из
атласа (ткань с металлической
нитью). И застежка, и петли украшены
филигранной работой, прекрасный
пример работы кружевного ювелира.
Короткий
женский жакет, сделанный из
бархата Бургундии и вышитый с
золотой нитью. И фронт, и рукава
показывают сложные сочетания
растительных и цветочных мотивов.
Традиционной
женский головной убор, сделанный
из темного зеленого бархата на
твердой рамке. Декоративная
металлическая часть ("tepelik"), с
цветочными мотивами и
полудрагоценными каменными
вставками, закрывает вершину шляпы.
Традиционный
женский пояс, со сложной
филигранной застежкой и девятью
декоративными петлями. Материал
пояса - золотая тафта, декоративная
застежка состоит из двух слоев
филигранной работы, с причудливыми
мотивами.
Традиционный
женский головной убор, сделанный
из темного красного бархата и
украшенный сложным набором
кисточек и цветочных мотивов.
Вырхнее украшение ("tepelik")
состоит из слоев филигранной
работы растительных мотивов.
Серебряный женский пояс из двенадцати
сегментов и застежки. Каждая доля
показывает цветочный мотив,
формирующийся в прекрасную
филигранную работу.
Женский
головной убор,
причудливо вышитый с золотой нитью.
Напоминает тюбетейку. Вершина
украшена полосами
перекрещивающихся лент атласа и
полудрагоценными камнями.
Подушка,
вышитая золотой нитью. Граница
цветов и листьев окружает главную
часть - корзину цветов, помещенных
по диагонали.
Экспозиции
Джанкойского района
|