История формирования белорусского
населения Крыма
Литературные источники и
архивные материалы дают сведения о том,
что белорусы появились в Крыму ещё в
конце XVIII века. Епископ Гермоген в "Таврической
епархии:" упоминает, что среди первых
русских военных поселенцев в Крыму (после
присоединения его к России, 1783 г.), "были
частью белорусы". Отдельных
поселений белорусов не зафиксировано,
так как по всем спискам они проходили
как "русские", а вероятность
обособления данной категории поселян
была ничтожно мала, равно как и
численность их, по сравнению с русскими
отставными солдатами.
По архивным данным в деревню Азамат
Феодосийского уезда, принадлежащую
генерал-аншефу М.Каховскому, в октябре
1788 г. были переселены его крепостные из
Могилёвского наместничества, уроженцы
деревень Павловичи, Лозовицы, Ракиты
Климовичского уезда. Поселение
получило название Васильевка, которое
сохранилось и в настоящее время (в
Белогорском районе). По результатам
полевых исследований сотрудников
Крымского этнографического музея, а
так же на основании статистических
сборников, сделан вывод, что следы
белорусской культуры в этом селении
затерялись ещё в середине XIX века. В 1853 г.
проживавшие в нём 169 человек уже
числились как русские.
Есть также скудные сведения о
поселении в Крыму, так называемых,
белорусских "панцирных бояр". Это
была привилегированная часть
белорусского населения Речи
Посполитой, проживавшая в землях
Витебской губернии, считавшаяся "вольным
военным народом, не шляхетского рода и
не крестьянского состояния, состоявшим
на конной службе:". После
присоединения Белороссии к Российской
империи (1772 г.) панцирные бояре были
причислены в дворцовое ведомство и "во
всём поверстаны" с дворцовыми
крестьянами. А по Указу Екатерины II от
1788 г. права панцирных бояр были
уравнены с правами малоросских казаков.
На протяжении XIX столетия в Крыму
появились белорусские переселенцы из
числа отпущенных на волю крестьян
после отмены крепостного права, а также
отставные солдаты, оставшиеся по
окончанию Крымской войны.
По переписи 1897 г. в графе "белорусы"
числилось 2058 человек, что составляло 0,4%
от общего населения Крыма (реально
количество этнических белорусов было
больше, что объясняется причислением
части их к "русским", как впрочем, и
в последующих переписях 1921, 1926 гг.). В
первой половине ХХ века число
белорусских жителей на Крымском
полуострове увеличилось за счёт
переселенцев 20-30-х гг.,1944 г. и
последующих. В 20-е годы это были
сельскохозяйственные общины и артели
Минской, Гомельской, Витебской
губерний; позднее - прибывшие по
программе переселения почти изо всех
областей Белоруссии. Перепись 1989 г.
даёт нам цифру 50054 белорусов,
проживавших в Крыму, что составляло
около 2% всего населения полуострова.
Очевидно, что основная масса крымского
белорусского населения сформировалась
за счёт переселенцев 50-х годов (для
сравнения, по состоянию на 1939 г. в Крыму
проживало 4900 белорусов или 0,55%).
Как показали полевые исследования
КЭМ, совершенно растворился (или исчез)
целый пласт крымской белорусской
культуры, характеризующий период конца
XVIII-XIX вв. Известно, что ассимиляционные
процессы в данный период были
характерны для всех миграционных групп
восточнославянского населения,
перемещённых на территорию Крыма.
Контакты с другими народами, в
зависимости от конкретной ситуации,
складывались по-разному и приводили к
различным видам культурных
взаимоотношений. В ходе сложных
процессов адаптации, аккультурации и
ассимиляции в культуре и быте
белорусских переселенцев
первоначально сохранялись традиции,
принесённые "из родных мест". Об
этом свидетельствует описание
традиционных особенностей в одежде,
убранстве жилища, обрядности белорусов
Таврической губернии.
Практика этнографических
исследований подтверждает, что
материальная культура в новой
природной нише трансформируется
быстрее, чем духовная. Это вызвано
новым набором орудий труда (лишь
временно сохранявших название на
родном языке) в связи с новыми видами
хозяйственной деятельности;
применением новых материалов и приёмов
в строительстве жилища;
приспособлением к изготовлению одежды
и обуви из нетрадиционного сырья. Так, в
Крыму белорусы стали заниматься
садоводством, табаководством, отхожими
промыслами (рубкой дров, ломкой камня,
выжиганием древесного угля). Привычную
одежду из растительного сырья (преимущественно
льна) вытеснили изделия из домотканной
шерсти, покупного материала; лыковые
лапти были заменены кожаными постолами
и т.п.
Изменения в материальной культуре
неизбежно повели к нарушению
традиционности в духовной культуре.
Календарные обряды и праздники,
сохраняя общеславянскую основу и
названия на родном языке, со временем
приобрели местные мотивы, что
проявилось в новом наборе продуктов
для приготовления пищи, в новом наборе
музыкальных инструментов.
Сельскохозяйственная обрядность
передвигалась по срокам проведения,
применительно к южной местности.
Большинство обрядов, связанных с севом
и уборкой льна (почти не выращиваемого
в Крыму), были подвергнуты забвению.
Религия не имела глубоких корней в
жизни белорусов. Самой важной частью
традиционных праздников были
архаические элементы обрядности.
Белорусы гораздо в большей степени, чем
русские и украинцы были суеверны и
сохраняли языческие культы огня, земли,
поклонения силам природы. Однако в
литературе и источниках XIX - ХХ вв. нет
упоминаний о продолжении этих традиций
на крымской земле.
Если материальная и духовная
культура белорусов полностью
ассимилировалась русской, (что было
характерно для некоторых групп
украинцев Крыма), то полная
трансформация этнического
самосознания - процесс более сложный.
Ведь прибывавшие параллельно, например,
болгарские и эстонские колонисты не
утратили его на протяжении ряда
поколений.
Вероятно, корни такой этнической
трансформации уходят в историю
формирования белорусской народности.
Многие учёные придерживаются
концепции общности происхождения
русских, украинцев, белорусов из
древнерусской народности. Согласно
этой концепции древние
восточнославянские племена, обитавшие
на территории современной Белоруссии, -
дреговичи, западные кривичи, радимичи -
вошли в состав Киевской Руси. В эпоху
феодальной раздробленности в XIII - XIV вв.
земли Беларуси уже входили в состав
Великого княжества Литовского. Особые
экономические и политические условия,
в которых оказалось белорусское
население Литовского княжества,
сыграли определённую роль в
формировании специфических черт
белорусской культуры и языка. По сути,
белорусская этническая общность
складывалась в XIV - XVI вв. С созданием в
1569 г. объединённого польско-литовского
государства Речь Посполитая
белорусские земли оказались в его
составе. Высшие слои общества в XVI - XVIII
вв. ориентировались на польскую
культуру и язык, низшие и средние -
воспроизводили традиции белорусской
культуры. В этот же период насаждалось
униатство. К XVII в. за белорусскими
землями было закреплено название "Белая
Русь", а за её жителями - определение
"белорусцы" (одновыременно
существовали названия литвины, русины,
полесяне). В результате трёх разделов
Польши (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли
отошли к России. В 1840 г. униатская
церковь была ликвидирована, и
последовал Указ Николая I о запрещении
официального употребления термина "Белоруссия"
(белорусские губернии именовались
губерниями Северо-Западного края).
Повсеместно вводился русский язык.
Ограничение прав католиков вызвало
переход части интеллигенции, шляхты и
крестьянства в православие.
Формирование этнического
самосознания белорусов проходило в
условиях постоянных противоречий
между православием и католичеством,
причём обе конфессии утверждали, что
белорусы являются не самостоятельным
народом, а частью поляков или русских. В
конце XVIII - XIX вв. сложился современный
белорусский язык на основе народного
разговорного языка. Та часть
белорусского населения, которая ранее
относила себя к полякам, только в конце
XIX века стала идентифицироваться с
белорусами.
В настоящее время конфессиональная
принадлежность белорусов на
этнической родине, преимущественно,
православие, около 25% верующих католики;
помимо белорусского языка
распространены польский и литовский.
Необходимо отметить, что часть
проживающего в Крыму белорусского
населения (в основном представители
старшего поколения, прибывшие в 50-е
годы ХХ в.), также владеют польским и
литовским языками.
На основании исследований автора
можно сделать следующие выводы:
- Потомки белорусских поселенцев
конца XVIII - XIX вв. полностью
ассимилировались (растворились) в
полиэтнической среде в силу быстрой
трансформации этнического
самосознания. Причина
быстротечности этого процесса
связана с особенностями этногенеза
белорусского этноса. Сопутствующими
факторами, сыгравшими роль в
ассимиляции, можно считать
относительную малочисленность
миграционных групп белорусов
указанного периода, значительную
рассредоточенность на территории
Крыма при условии тесного контакта с
русским населением.
- Отдельные группы белорусских
переселенцев 20 - 30-х годов ХХ в. почти
полностью утратили традиции в
материальной и, частично, в духовной
культуре (за исключением архаических
форм традиционной обрядности) в
связи c политическими, социально-
экономическими и культурными
преобразованиями данного периода.
- Носителями и хранителями
белорусских традиций в Крыму можно
считать переселенцев 1944-50-х и
последующих годов ХХ в.
Большую роль в процессе возрождения
белорусской культуры в Крыму играет
национальное культурно-просветительное
общество.
Литература и источники
- Гермоген. Таврическая епархия. -
Симферополь. - 1887г.
- ЦГААРК, Ф. 799, оп. 1 д. N 160 - 4 л.
- Памятная книга Таврической
губернии. - Симферополь. - 1867г.
- ЦГААРК, Ф. 27, оп. 1, д. N 887 - 51 л.
- Скальковский А. Хронологическое
обозрение Новороссийского края. -
Симферополь. 1824г.
- Бромлей Ю.В. Восточнославянская
этнография. - Москва. - 1987г.
|