Летом 1860 года среди
эстонских крестьян прошел слух, что в
далеком Крыму раздают земли почти
даром, и путь в Крым открыт всем, кто
пожелает переселиться в эти
благодатные земли.
Действительно, переселенцам
предоставлялись льготы: на каждую
мужскую душу выделялось 12-15 десятин
государственной земли и 100 рублей
безвозвратной ссуды - сумма по тем
временам немалая. В случае неурожая в
ближайшие три года после переселения
крестьянам выдавался хлеб для
пропитания и семена для посева.
Эстонцы также освобождались на три
года от обязательной воинской
повинности.
Народ в Эстляндии жил скученно, в
Крыму же пустовали полуразрушенные
деревни, оставленные татарами во
время эмиграции в Турцию. Несколько
тысяч крестьянских семей выразили
желание ехать в Крым и послали своих
ходоков к царю за разрешением. Царское
правительство было заинтересовано в
заселении полуострова и разрешение
эстонским крестьянам дало без
промедления.
Эстонцам предоставили на выбор
четыре уезда: Симферопольский,
Евпаторийский, Перекопский и
Феодосийский с выделением для них 36
тысяч десятин земли в сорока деревнях.
Неприветливо встретил
переселенцев Крым: обожженная солнцем
холмистая равнина у бесконечного
серого, угрюмого моря, высохшая трава,
жалкие карликовые деревца. В тот, 1861
год, в Крыму была жесточайшая засуха,
да еще тучи саранчи, о которой эстонцы
до сих пор знали только из Библии,
уничтожали все, дававшее ростки. Все
было ново, непривычно и страшно.
Но выбирать переселенцам не
приходилось. Главное - была земля, на
которой можно растить хлеб. И рядом
море, а море - это рыба.
Эстонцы отличались от других
переселенцев, прежде всего,
коллективным мышлением. Вне общения
эстонцы не могли существовать. Прежде
чем построить жилище для себя - а жить
им сначала пришлось в земляных
татарских домиках - эстонцы всем миром
стали строить несколько общественных
зданий: школу, молельный дом и...
танцплощадку. Традиции, освященные
веками, были превыше голода, холода и
жары.
В школы, построенные в первые
месяцы, из Эстонии приглашали
учителей, чтобы дети не забывали
родной язык.
Позже, освоившись, эстонцы
выезжали на заработки в города - как
прилежные работники эстонцы везде
ценились.
С началом коллективизации
большинство эстонцев вступило в
колхозы. Работали добросовестно, и
колхозы никогда не были убыточными.
В годы культа личности вместе со
всей страной пострадали и эстонцы. Во
всех деревнях, где они проживали, были
вскрыты <контрреволюционные
заговоры>. Многие из <иностранцев>
были сосланы в Сибирь. Некоторые там
пустили свои корни, некоторые
вернулись в Эстонию.
В Крым возвратились лишь те, у кого
здесь оставались жены и дети, в
паспортах которых значилась уже
другая национальность.
Сейчас в Крыму живут эстонцы уже
четвертого-пятого поколения первых
поселенцев.