Евреи |
История формирования еврейского населения в КрымуХотя евреи - понятие не географическое, а этнографическое, само название "еврей" происходит от древнееврейского слова "иври", что в переводе означает "пришедший с другой стороны из-за реки". В Библии говорится, что праотец евреев Авраам пришел на дарованную Богом землю из-за реки Евфрат. История еврейского народа насчитывает более пяти тысячелетий. Основная часть еврейских памятников Крыма относится к эпохе эллинистической культуры и найдена на территории Боспорского царства с центром в Пантикапее (Керчи). Это различные плиты с текстами. Наиболее интересными являются юридические акты об отпущении рабов на волю под опеку иудейской синагоги. В 1876 г. в окрестностях Керчи был раскопан участок еврейского кладбища, где найдены три обломанных известковых плиты с изображением меноры (семисвечника) и греческими надписями (III-IV вв. н.э.). На одной из найденных плит имя еврея Симона (конец II в. н.э.). Исследования, проведенные Эллой Исаковной Соломоник, доктором исторических наук, профессором, позволили выявить в Крыму еще один пункт еврейской диаспоры в Херсонесе. Одна из найденных здесь плит датируется II веком до н.э. На ней кроме изображения меноры имеются еще два рисунка: изогнутый рог (шофар), связанный с трубным гласом, который должен возвестить верующим о приходе мессии (на надгробных плитах он символизирует идею воскрешения мертвых) и пальмовая ветвь (лулав) как символ победы (на надгробных плитах символ победы над смертью). На многих еврейских памятниках надписи сделаны на греческом языке. Это объясняется тем, что разговорным языком евреев в античных городах был греческий. Только в синагоге служба шла на иврите. При раскопках одного из христианских храмов были обнаружены двуязычные греко-еврейские надписи и список имен членов религиозной общины. О существовании в Херсонесе крупной еврейской общины сообщал путешественник и просветитель Константин, долго живший в общине и изучавший иврит. Он более известен как создатель славянской письменности Кирилл. Число евреев в Крыму увеличилось после разрушения римлянами Иерусалима и массового переселения из Византии. Евреи чувствовали себя в Тавриде в безопасности. Хазары, принявшие иудаизм, способствовали расселению евреев на полуострове. В XV веке община пополнилась беженцами из Литвы и Украины. Известный польский путешественник XVI в. Мартин Броневский указывал, что евреи жили во многих районах Тавриды: Инкермане (Инкерманце), Балаклаве (Ямбольце), Мангупе (Манкопе), Феодосии (Каффе), где занимались садоводством и торговлей. В период Крымского ханства евреи специальными ярлыками освобождались от налогов и охранялись от насилия. В конце XVIII в. положение еврейского народа ухудшилось, принятыми правительством России постановлениями были ограничены их права. Так, евреи не имели права селиться в Севастополе и иметь там заведения для отправления обрядов их веры. После Крымской войны, учитывая участие евреев в военных действиях, отставным солдатам разрешили поселение в Севастополе для занятий ремеслами. Позже разрешение на проживание в городе получили и купцы всех разрядов, а в июне 1859 г. были отменены ограничения для всех остальных евреев. Закладывается и строится главная севастопольская синагога. Строятся они и в других городах Крыма. К 1917 году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тысяч евреев. Селились евреи в основном в городах Симферополе, Севастополе, Ялте, Керчи, Феодосии, Евпатории, небольшое количество - в селах Крыма. Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна Следствием первой мировой и гражданской войн в 1920-е годы стала усилившаяся миграция евреев из областей, расположенных в буферном пространстве между Россией и Западной Европой. В частности, произошли серьезные изменения географии расселения евреев в пределах Польши и бывшей Австро-Венгерской империи, где военные действия 1914-1920-х годов в значительной степени затронули ареалы компактного проживания евреев. В 1920-30-е годы в Крым переселялись еврейские семьи из Гомельской, Могилевской, Смоленской и некоторых других западных областей СССР. В 1929-30 гг. среди 94.285 сельских дворов в Крыму еврейские составляли 1.246, то есть 1,3%. Переселение евреев и создание земледельческих колоний началось в 1923-24 гг. и первоначально носило стихийный характер. Первые 34 колонии, созданные в это время, заняли около 15 тысяч десятин земли в степной части Крыма. Евреи покидали Россию, Украину и Белоруссию, где погромы в годы первой мировой и гражданской войн, ревизии времен военного коммунизма и разруха привели их практически к полному разорению. Они стали людьми, "не имеющими определенных занятий", т.н. "нетрудовыми элементами". Спастись от голодной смерти можно было только при условии работы на земле. Найти неосвоенные земли удалось в Северном Крыму. В 1925 году советское правительство приступило уже к плановому переселению евреев. Согласно постановлению ВЦИКа им выделили тысячу с лишним десятин земли, на которых были организованы 11 колоний из 305 семей, создан национальный сельсовет - Ротендорфский (Ротендорф - Красное село). Такого рода мероприятия, проводимые в рамках государственной политике, требовали огромных инвестиций. Наличие договора между СНК СССР и Американским еврейским объединением агрономических корпораций ("Агро-Джойнт"), подписанного в декабре 1924 года, помогло решить проблему финансирования переселения евреев в Крым. Немного раньше, в августе 1924 года, при Президиуме Совета национальностей ВЦИК был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (Комзет). А в январе 1925 года образуется Общество землеустройства еврейских трудящихся (Озет). Основной задачей и целью этих структур было привлечение еврейского населения к общественно полезному труду, в основном - сельскохозяйственному. Планирование, контроль, регулирование взяли на себя государственные и общественные организации СССР, а на иностранных партнеров, в основном "Агро-Джойнт", было возложено финансовое обеспечение функционирования хозяйств и создание всей инфраструктуры, в т.ч. учреждений образования, искусства, культуры. Газета "Красный Крым" 29 октября 1926 года писала: "Еврейские колонисты проявляют много энергии и выдержки. Никакие трудности, никакие препятствия их не удерживают, а агрономы, соприкасающиеся с новыми еврейскими колониями, отзываются о них очень хорошо". Об успехах еврейских колхозов говорилось на Всекрымском слете колхозников, который состоялся 8 октября 1930 года. Только осенью 1928 года, например, было поднято 68 тысяч га целины в степной части Крыма. В еврейских поселках работали паровые молотилки, сортировки и веялки, 5 заводов по переработке молочных продуктов, маслобойные, кожевенные, черепичные заводы, развивалось промышленное птицеводство. Благодаря колодцерубильной машине, привезенной из Америки, очень быстро удалось устроить артезианские и шахтные колодцы глубиной от 80 до 120 метров, что решало сложную задачу обеспечения этих районов водой. При помощи французских плантажных плугов закладывались виноградники. Газета "Красный Крым" писала, что с виноградников колхоза "Соц вег" ("Социалистическая дорога") ежедневно отправляют в санатории Евпатории по 1000-1200 кг винограда. И еще одно немаловажное свидетельство успехов еврейских переселенцев: в 1939 году 256 колхозников Крыма были занесены в Почетную книгу Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, в их числе - 64 еврея. Огромное внимание в это время уделялось строительству жилья для переселенцев. В 1928 году был построен 441 жилой дом, в 1931 - 3828. Все дети школьного возраста посещали учебные заведения. Действовало 79 школ I ступени, 7 школ II ступени (т.н. школ колхозной молодежи), 15 вечерних школ по подготовке в вузы и техникумы для взрослых. В 1932 году во Фрайдорфе был открыт педагогический техникум с преподаванием на еврейском языке, а неподалеку от Сак (Чеботарки) - сельскохозяйственный техникум, преподавание в котором также велось на идиш. Все еврейские поселения были радиофицированы, почти все - электрифицированы, кинопередвижки имелись в каждом районе; активно работали избы-читальни, каждый год открывались библиотеки (только "красных уголков" насчитывалось 50). С октября 1930 года выходила радиогазета "Эмес" ("Правда"). Работал передвижной еврейский театр. Выходила газета "Ленин вег" ("Ленинский путь"). Центром средоточия культурной и общественной жизни еврейских поселков становились клубы, где переселенцы вместе встречали праздники и горевали, решали насущные вопросы и обсуждали задачи на будущее. Одновременно с преобразованиями в области сельского хозяйства жители еврейских колхозов умудрялись бережно сохранять атмосферу, традиционно присущую еврейским местечкам. В колхозах были и свои стахановцы, и победители соцсоревнований, но дух еврейской общины - "идишкайт" - главенствовал над всем. Дух этот - в готовности помочь ближнему, милосердии и сострадании, поддержке и взаимовыручке. Только чувство единения всегда спасало народ Израиля от исчезновения, оно же помогало и в период освоения земель степного Крыма. Информация о том, что в Крыму создаются еврейские сельскохозяйственные поселения, облетела весь земной шар. Встречали эту новость с энтузиазмом, верой и надеждой на то, что появилось, наконец, место на планете, где еврейский народ может жить и трудиться, ощущая себя полноценными людьми, полноправными гражданами. В 1925 году 25 семей из Палестины, воодушевленные идеей еврейских поселений, прибыли в Крым. Ими в Евпаторийском районе была основана коммуна "Виа-Нова" ("Новый путь"). Участь этих людей сколь ужасна, столь и тяжела для понимания: в 1939 году все они были осуждены и расстреляны по обвинению в сионизме. "Врагами народа" были объявлены приехавшие строить первое в мире государство рабочих и крестьян, "Город Солнца" равных возможностей для всех. Венцом эксперимента по переселению евреев в Крым стал поиск "агентов вражеских разведок", "шпиономания". Так, в 1938 году началось преследование сотрудников "Агро-Джойнта", против которых выдвигалось стандартное обвинение - шпионаж в пользу США. Доставалось и рядовым колхозникам. Финальную точку в событиях поставило нашествие гитлеровцев... Социологические исследования, проведенные сотрудниками "Яд эзра" в наши дни, показали, что около 60% современного еврейского населения Крыма - это агроджойнтовцы, участники описанных событий или же их потомки. А это, в свою очередь, означает: идея, положенная в основу создания еврейских сельхозпоселений, близка и понятна тем, кто живет сейчас. И несмотря на разобщенность, разрыв между поколениями осталась нить, связующая и объединяющая евреев разного возраста: раз есть общее прошлое - следовательно, возможно и общее будущее. Александр Глубочанский, Елена Ривкина |
Занятие и ремеслаВ Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры-художники, работы которых являлись образцом искусства. К сожалению, не сохранились изготовляемые в Крыму "Кетер-Тора" - корона, надеваемая на свиток Торы, "Бесамим" - традиционный сосуд для благовоний, который делался из серебра с позолотой и филигранью; традиционные свадебные кольца, золотое литье, эмаль.Долгое время искусствоведы не рассматривали и не писали о еврейском народном искусстве, тогда как существовали центры в Литве, Белоруссии, на Украине, на юге России и в Крыму. Чрезвычайно интересными по своим художественным достоинствам были работы из бронзы, серебра, золота, декоративное искусство и каллиграфическое письмо. Эти высокохудожественные изделия еврейских мастеров практически не сохранились в Крыму. Увидеть их можно только на выставках в Западной Европе, в Прибалтике, в Киеве, Львове. Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев, так как им долгое время запрещалось заниматься хлебопашеством. Те, кто с огромным трудом приобретал земельные участки, успешно выращивали на них пшеницу, чеснок, фасоль, бахчевые культуры, держали скот. Традиционным занятием считалась торговля. Не всем известно, что еврейское население облагалось двойной податью. Они платили подать, как все люди в России, но еще и за то, что были евреями! Только торговля с ее быстрым оборотом и прибылью позволяла евреям платить второй налог. В Крыму еврейское купечество совместно с купцами других национальностей объединялось в гильдии. В 1877 г. Севастополь стал торговым портом и через него за границу пошли продукты сельского хозяйства. Стали известны торговые дома Дрейфусов, Юровских, Глейзеров. Подобные торговые дома были в Керчи, Феодосии, в других городах Крыма. Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна |
ОбразованиеГородское еврейское население по грамотности в Крыму уступало лишь немцам. Среди евреев было много известных врачей, адвокатов, аптекарей. Многие стали крупными учеными в России, на Западе, в Америке. В начале XX столетия своим виртуозным исполнением на международных конкурсах славились музыканты-евреи. |
Обряды и обычаиВ середине XIX в. еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях России стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения. Молодых стали приобщать к светским знаниям наряду с религиозными. Для самых талантливых открылись двери гимназий, училищ, институтов и университетов. При этом сохранилась процентная система приема еврейских детей.Тем не менее, еврейская община старалась сохранить обычаи и обряды, такие, как "обрезание", ритуальное требование к пище ("кошерное" и "трефное"), обряд совершеннолетия "бар-мицва". Еврейская община сумела на протяжении многих тысячелетий сохранить традиции народа, национальные обряды и праздники, благодаря тому и выжил еврейский народ. Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна |
ЖилищеЖилище евреев ничем не отличалось от жилья тех, кто жил с ними рядом. Только очень сильно верующие прикрепляли пергаментный свиток с двумя отрывками из Второзакония (Мезузу) к косяку дверей.Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна |
Семейные традицииСемейная жизнь евреев определялась законами Торы и традициями, восходящими к далекой древности. Библейское благословение "плодитесь и размножайтесь" было обязательной религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши - в 18 лет, девушки - в 14 - 15 лет.Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома. "При выборе жены будь осторожен"; "Продай последнее, что имеешь, и женись на дочери ученого человека"; "Не бери жену из более богатого дома, чем твой"; "Я не желаю сапога, который слишком велик для моей ноги", "Радость сердца - жена", "Наследие Бога - сыновья". Так еврейских мальчиков заранее готовили к семейной жизни. Девочка знала только одно - что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и, если даже отец в детстве сосватал ее, ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон считал желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених. Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывались размеры приданого и время свадьбы. Непременным условием было то, что родители жениха и невесты после свадьбы должны предложить молодым и кров, и стол в течение двух лет. В договоре оговаривалось, что если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платят штраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то договор становился законом. "Ктуба" - брачный договор - определял обязанности жениха и размеры приданого с каждой стороны. Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле нее. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: "Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля". Раввин читал "Ктубу", а затем он или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть свадебного обряда. Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была ее замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеской жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины. Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна |
ОдеждаОдеждой евреи не отличались от местного населения. В разные исторические периоды они носили греческие, византийские, генуэзские одежды. К середине XIX в. по одежде можно было определить, из каких мест России, Украины, Белоруссии, Польши, Германии прибыли беженцы. Иногда встречались люди, одетые в лапсердак с цицисами, в ермолке, в шапке с меховой опушкой, в широкополых шляпах, в широких длиннополых турецких кафтанах, схожих по покрою с рясами. Это были очень религиозные общинники. Такая одежда во второй половине XIX века практически исчезает, т.к. носившие ее подвергались крупным штрафам.Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна |
ЧисленностьПо данным переписи 1989 г. в Крыму проживало 17,7 тыс. евреев. В 1992 г. с целью возрождения национальной культуры была образована Объединенная еврейская община. Ведется работа по восстановлению синагог, а в Симферополе и Евпатории уже есть действующие. В 90-е гг. среди евреев СНГ начал свою работу "Сохнут" - эмиграционная служба, занимающаяся вопросами переезда людей в Израиль. По данным ЦСУ Крыма, в 1994 г. из республики выбыло более 1,2 тыс. человек (в Израиль - 65,0%, в США - 15,0%. Германию - 8,0%). В числе эмигрантов из Крыма наибольший процент приходится именно на представителей этой национальности. |
ЯзыкГоворили евреи на языке народа, среди которого они жили. Внутри общины - на идиш, а на иврите евреи общались с Богом и получали образование. |
ПраздникиПесахЕвреи говорят: "Недаром вся наша жизнь или освящение, или унижение имени Божьего на Земле". Великий праздник исторического Исхода евреев из Египта и возрождения природы подтверждает эту философскую мысль. Праздник называется Песах 14 Нисана (Пасха, март-апрель). Песах в переводе с иврита - "проходить мимо, миновать". По библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта.Песах - это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории - освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни. По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев - есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца - символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами. К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи "кашировали" к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили. Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая "Седер". Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей?").
Порядок проведения Седера подобно описан в специальном тексте, называемом "Агада". Поводом возникновения "Агады" послужило библейское изречение "В-хигадета Л-бинха" ("И ты должен сказать детям своим"). Рассказывать об Исходе в Пасхальную ночь - заповедь, данная каждому еврею. Для того, чтобы глубже почувствовать это повествование, на праздничный стол ставят следующую еду, имеющую символический смысл: ? Мацу - три целых куска. Как правило, каждый завернут в отдельную салфетку; ? Карпас - зелень с листьями. Например, петрушка, салат (или вареные морковь или картофель). Их зеленые листья символизируют листву. Однако, прежде чем есть, зелень окунают в соленую воду, чтобы вспомнить о слезах, пролитых предками; ? Марор - растения с обжигающим вкусом, такие как хрен. Они символизируют горечь рабства. ? Харосет - смесь молотых орехов, тертого яблока, вина, сахара и корицы. Вид этой смеси напоминает материал, из которого, в свою бытность рабами, евреи строили фараоновы города. Вкус харосета напоминает о сладости свободы. ? Бейтцах - обжаренное на огне яйцо, символизирующее те праздничные пожертвования, которые приносились евреями на Песах в Иерусалимском Храме. Кроме того, яйцо является общепринятым символом плодородия и возрождения. ? Зроах - косточка жаренного ягненка или курицы (пасхальная жертва). Хазеррет - дополнительный набор горьких растений, таких как редис. Он имеет тот же ритуальный смысл, что и "марор" и поэтому не считается непременным спутником Седера. Где бы ни читали "Агаду" евреи, говорящие на английском, португальском, испанском, французском, немецком или русском языках, попадает ли эта книга в Италию, страны СНГ или Австралию, чудесный рассказ о Песах объединяет всех евреев в пасхальную ночь и напоминает, что они - единый народ, связанный общей верой, культурой и историей. Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна, Либман Дина Моисеевна Исторические события далекой древности стали основой весеннего праздника "Пурим". Этому празднику около двух с половиной тысяч лет. Он возник, когда еврейский народ был в изгнании, и посвящен чуду выживания еврейского народа. История этого празлника - это история встречи со жгучей ненавистью к евреям, с необузданным желаниям уничтожить весь еврейский народ. Две важных заповеди, которы евреи исполняют в Пурим, это мишлоах манот (буквально - "посылка яств") и "подарки бедным". В Пурим на улицах можно видеть взрослых и детей, которые несут тарелки и подносы с пирогами, сладостями, бутылки вина: Заповедь эта дана, чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев. Глубокий смысл заповеди "подарков бедным" заключается в том, что именно в этот день всеобщей радости и веселья нужно помнить о нуждающихся братьях и постараться, чтобы и они приняли участие в веселье и ни в чем не испытывали недостатка. Принято поручать исполнение этой заповеди детям, чтобы приучать их к ней. Другой древний обычай, придающий Пуриму его особое веселое настроение, - маски и маскарадные костюмы. Есть одно из объяснений этому обычаю: одна из важнейших заповедей, которые исполняют в Пурим, это заповедь "подарков бедным", т.е. цдаки, благотворительности. А лучший способ исполнять эту заповедь - давать деньги нуждающимся так, чтобы бедняк не знал, кто именно дал ему деньги. Поэтому и наряжаются в Пурим в маскарадные костюмы, чтобы бедняки не узнали своих благодетелей и не были смущены. Во время Пуримской трапезы следует пить много вина. Талмуд говорит, что в Пурим еврей обязан напиться до такой степени, чтобы не смог отличить слова "проклят Аман" от слов "благословен Мордехай". Даже обычные пироги и печенье пекут в виде крокодилов, черепах, зайцев и других забавных игрушек. Самое же известное блюдо Пурима - треугольные пирожки с маком - хоменташен (хоменташи). Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна, Либман Дина Моисеевна Рош-а-Шана
Ту би-шват известен как праздник посадки деревьев (Новый год деревьев). Называется он по имени того месяца и дня, когда он отмечается: месяц - шват, а день пятнадцатый (на иврите - ту). Итак, Ту би-шват - это пятнадцатое швата, середина еврейского месяца. Впервые мы встречаемся с этой датой в Мишне (основной свод законов Галахи - древнего еврейского законодательства). Согласно Мишне, запрещается есть плоды дерева, пока оно не достигнет трехлетнего возраста, поскольку, согласно еврейской традиции, первые плоды посвящаются Богу. Плоды первых трех лет считаются "необрезанными", то есть некошерными, недозволенными к употреблению. Плоды четвертого года следует, согласно традиции, принести в Храм, а на пятый год земледелец может и сам есть плоды из своего сада. По древнему обычаю в Ту би-шват устраивают особые трапезы - "фруктовый стол". Вся семья собирается вокруг стола, убранного цветами украшениями, сделанными руками детей. В центре праздничного стола принято ставить блюдо с 15-ю видами плодов. Подготовка такого стола требует труда, да и денег, но стоит приложить усилие, чтобы сделать праздник для своей семьи. Предоставление материалов: Либман Дина Моисеевна ШабатСамым главным праздником является Суббота ("Шабат") - покой. Этот праздник вселенский. Он напоминает о сотворении мира и возникновении народа Израиля. Уже с утра в доме праздничное настроение, накрыт стол по- особому: горят свечи, стоит вино в серебряном бокале, две халы (хлеб), прикрытые расшитой салфеткой. За столом собирается вся семья в праздничной одежде. На столе много еды: фаршированная и заливная рыба, мясо, приготовленное по разным рецептам, в зависимости от места проживания, всевозможные лакомства. Перед едой поют "Шалом-Алейхем". Затем освящается еда. За столом весело говорят о разных делах. После обеда снова молитва: "Господи, придай сил своему народу! Господи, благослови свой народ, даровав ему мир!". Праздничное настроение сохраняется весь день, а вечером - прощание с Субботой ("Гавдалы"). Во время Гавдалы зажигается особая плетеная свеча, над которой произносится благословение, - "творящий свет огней". После вечерней молитвы желают друг другу Доброй недели ("Шавус тови"), все вместе поют песни.Предоставление материалов: Вайсенгольц Юлия Семеновна Еврей наслаждается, живя в ногу со временем. Это означает, что еврей должен заглядывать в Тору каждый день, и его поступки, его поведение должно соответствовать той главе, которая относится к сегодняшнему дню, неделе, времени года. Другими словами, каждую неделю читая различные главы Торы в синагоге, (а каждая из них, в свою очередь, разделяется на 7 частей) мы должны выносить для себя определенные уроки. Поэтому в воскресенье мы должны брать урок из первой части, в понедельник из второй и т.д. Само слово "Тора" значит учение, поскольку она учит нас, евреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от одного года до другого, от праздника до праздника. Сейчас мы празднуем Шавуот - праздник недель, ознаменованный дарованием Торы на горе Синай, и это дает нам возможность выучить следующий урок: Тора, описывая события, пришедшие к Откровению на Синае, говорит: "и Израиль расположился там лагерем, лицом к горе". Два момента в этом отрывке требуют нашего внимания. Первый: единственное число словосочетания "расположился лагерем", которое использовано в оригинальном тексте на иврите так, как будто только один человек расположился , а это относится к 600,000 детей Израиля. Второй: зачем подчеркивать тот факт, что они расположились лагерем "лицом к горе" Приготовление и подготовка к получению Торы - это установление мира и единства. Наши мудрецы объясняют употребление единственного слова "расположился" в предыдущем стихе тем, что народ Израиля расположился лагерем, будучи "сплоченным как один человек". Дальше они рассказывают, что Бог хотел дать Тору Израилю сразу по исходе из Египта, но не было единства среди людей. Когда же они достигли Синая, то сплотились в одну тесную группу. Затем Всевышний сказал: "Тора- это мир , и кому я должен ее отдать? Народу, который любит мир". Сила единства в сочетании с миром, даже там, где она используется для пустячных целей, показана в эпизоде с Вавилонской башней. Поколение, предшествующее Ною, тоже верило в Бога, но те люди были до крайности развращены в своих социальных отношениях и жили в полнейшем разногласии и непрекращающейся борьбе друг с другом. Их наказание оказалось самым строгим: целое поколение, за исключением Ноя и его семьи, погибло во время Потопа. С другой стороны, поколение после Потопа, открыто и дерзко бросила вызов Богу. Они пытались построить башню, по которой можно было вскарабкаться на небеса и вести войну против Бога. Однако, к нашему удивлению, не смерть стала их наказанием, а лишь разбросанность по всему миру. Они не были наказаны так же строго потому, что ими двигало стремление к единству и миру. Такое единство, однако, не в состоянии выжить, так же как не в силах обеспечить дальнейший успех. Единство и мир между народом Израиля было единством духа, целью же было получение Торы и Божьих заповедей. В этом и состоит значение слов "лицом к горе". Их единство и сплоченность были напрямую связаны с горою Синай, которая синомична с символом Торы; как объясняет Мидраш, у горы Синай было 5 имен, и каждое было связано с горой и Мицвами. Например, "Хар Хоэлоким": "Гора, откуда он провозгласил свою божественность". Каждый год, отмечая свои праздники, мы должны стараться пережить вновь события, положившиеначало этим праздникам. Дни Шавуота - это дни единства и мира, это время, когда надо на деле проявлять "Ахавос Исрол" (братскую любовь) в большей степени и с большей преданностью, чем мы делаем это течение всего года. И так как единство должно иметь связь с тем, чтобы быть "лицом к горе" - с Торой и Мицвами, мы должны проявить выражение "Ахавос Исроэл" через попытки приобщить наших братьев евреев к изучению Торы. Раввин Крыма Липшиц Ицхок Мейер. |
Страничка
создана по материалам
"Таврического Национального
Университета"
А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление
образованием. All rights reserved. Revised: сентября 13, 2000