Из публикаций Петра Моисеевича
Лякуба о крымчаках
1860-х-1890-х гг.
Вся численность крымчаков
простирается до 800 душ мужского пола.
Между ними считается до 200 купцов,
ведущих довольно обширную торговлю
всеми вообще крымскими продуктами.
Преимущественно торгуют они кожаными
изделиями, как-то: седлами, туфлями,
ичигами, сафьянами разных цветов,
кожами, кожаными мячиками, вышитыми
поясами, подтяжками и проч. Сверх того,
хлеб и шерсть входят в большом
количестве в число предметов их
торговли. Товары свои сбывают они на
ярмарках в Харькове, Полтаве,
Кременчуге, Елисаветграде и Курске.
Жители этих городов, не бывавшие в
Крыму, ничем не отличают крымчаков от
татар. Еще более отражается печать
татарщины на женах и дочерях крымчаков.
Молодые женщины редко показываются на
улице, и то не иначе, как покрытые с ног
до головы, включительно, белыми
покрывалами. Только в мелочных
лавочках кое-где увидите старых,
производящих продажу во время
отсутствия хозяина.
Кроме торговли, крымчаки занимаются
еще ремеслами. Между ними можно
встретить отличных седельников,
шорников, обойщиков и, в особенности,
много шапочников. Последних наберется
в Карасубазаре до сорока и более.
Умственное образование и развитие
крымчаков стоит на самой низкой
степени. Все их познания (и то лишь
класса зажиточного и торгового)
ограничиваются умением читать и писать
по-татарски и счетоводством; бедный
класс даже и этого не знает. Несмотря на
то, что молитвенник их написан на
древне-библейском языке, они его
решительно не понимают. Татарский язык,
можно сказать, у них - национальный;
изучением каких-либо других языков они
вовсе не занимаются.
Трудно определить то время, когда
крымчаки совершенно пробудятся от
своей апатии и от своего умственного
усыпления... Это незавидное положение
их можно объяснить тем, что они, во-первых,
по своему наречию, одежде и правам -
татарским, так сказать, совершенно
слились с татарами и отстранились от
сближения со своими более
образованными единоверцами; во-вторых,
что они всеми силами стараются
ускользнуть от бдительного взора
нашего правительства, избегая случаев
подать какой-либо малейший признак
своего существования. Самым очевидным
тому доказательством служит, что даже
многим жителям Крыма название <крымчак>
известно только понаслышке; за
пределами же Таврической Губернии,
можно сказать положительно, об них не
имеют никакого понятия и не
подозревают даже их существования.
Словом - крымчаки (да простят меня за
выражение!) постоянно скрывались под
полою татарского кафтана...
Крымчаки почти все высокого роста,
смуглого цвета, статны и стройны. Во
взгляде и осанке их выражается прямота.
Они вежливы и ласковы. Образ жизни их до
крайности прост и воздержан.
Привязанность к семейному очагу у них
чрезвычайно сильна. Чистота нравов -
везде и повсюду примерная. Семейство
крымчакское - это, в буквальном смысле
слова, патриархальное семейство, в
котором отец, как глава его, пользуется
неограниченною властью: жена и дети
повинуются ему беспрекословно. Вообще
уважение к старшим - свято и
непоколебимо.
Между крымчаками нередко можно
встретить довольно привлекательных и
даже красивых женщин, но у них нет
кокетства, нет желания нравиться. Это
от того, что они постоянно живут в
тесном кругу своем и весьма редко
встречаются с чужими. Кроме своего
родного разговорного татарского
наречия, они ничего не знают; редкая из
них изъясняется по русски и то куда как
плохо. В обхождении с посторонними они
до крайности застенчивы; даже с
близкими знакомыми они неохотно
вступают в разговоры, до них не
касающиеся. Они считают себя только
призванными заведовать домашним
хозяйством.
К чести крымчаков надобно сказать,
что они вообще очень любят чистоту и
опрятность - качества, которыми бедный
класс евреев едва ли может похвалиться.
У самого бедного крымчака жилище его
выбелено изнутри и снаружи; все в этом
жилище находится на своем месте, все
подметено, вычищено и убрано; пол
устлан коврами, а кругом стен диванчики
и пр. Во всех почти крымчакских жилищах
найдете вы и кой- какую вентиляцию.
Оттого крымчаки, в общем, - люди, которые
могут похвалиться своим здоровьем:
между ними мы не встречали ни
чахоточных, ни малокровных, ни нервных,
которыми кишмя-кишит современное
человечество...
Одна лишь религия связывает
крымчаков с евреями. Обряды ее они
исполняют строго. Два раза в день, утром
и вечером, крымчак посещает свою
синагогу и отправляет молитву с
чрезвычайным благоговением. И в этом
отношении татарское влияние наложило
свою печать на крымчаков.
Евреи, как известно, читают свои
молитвы большею частью вслух, причем
зачастую приходят в какой-то экстаз, в
особенности хасиды, делая при этом даже
разного рода жестикуляции,
производящие не совсем приятное
впечатление на посторонних
посетителей синагоги; у крымчаков же
этого нет: молитвы читают они тихо и
спокойно, употребляя при этом напев
чисто татарский.
Чувство патриотизма сильно развито
у крымчаков. Проникнутые этим чувством,
они никогда не уклонялись от разных
повинностей, а в том числе и воинской.
Из очерка О.М.Лернера (1901 г.):
<...крымчаки, или так называемые
турецкие евреи, занимают совершенно
изолированное место и если чем-нибудь
выделяются, то только тем, что они с
особым упорством отстаивали свою
самобытность и поныне ведут замкнутую
жизнь, чуждую всем преобразовательным
течениям первой половины истекшего
века>.
Из ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
русского библиографического института
ГРАНАТ
КРЫМЧАКИ, живущие с древних времен в
Крыму (гл. обр. в Карасубазаре и
Симферополе) евреи-талмудисты, подобно
караимам /см. XXIII, 445/ говорящие на
турецко-татарском наречии, близкие к
татарам по типу и отчасти по обычаям и
строю жизни, но в религиозном отношении
вполне примыкающие к евреям и, в
противоположность караимам, полностью
разделяющие все правовые ограничения,
тяготеющие над евреями в России. По
переписке 1897 г. насчитывалось 3.466.
Из этнографических заметок С.А.
Вайсенберга (1912 г.)
Крымчаков теперь насчитывается
около 1500 семейств; по 500 в Симферополе и
Карасубазаре, в Феодосии 150, в Керчи 100, в
Севастополе 75. Они все очень бедны,
занимаются почти исключительно
ремеслами, главным образом, сапожным. В
последнее время некоторые из них,
однако, выдвинулись, как крупные
коммерсанты (Керчь, Одесса).
Еврейское образование, с отъездом
лет 12 тому назад выдающегося раввина
Хизкии Медини, приглашенного ими из
Турции и прожившего среди них 33 года,
сильно понизилось; к общему же
образованию замечается стремление
только теперь, когда оно по известным
причинам стало недоступным. Следует,
однако, отметить, что на музыкальном
поприще недавно выдвинулись два брата
Пястро, скрипачи. Вообще в последнее
время в маленьком мире крымчаков
замечается известное стремление к
самодеятельности: устраиваются школы,
общества пособия бедным и т. п.
Из книги казенного раввина г.Феодосии
Г.А.Фарфеля о древней крымчакской
синагоге (1912 г.)
По вине польских и русских евреев,
не сумевших оценить памятных реликвий
этой синагоги, в том месте, где
находились камни с вырезанными словами,
были возведены подмостки, по которым
поднимаются в особо торжественные
случаи в женское отделение и, таким
образом, исчезла часть надписи. Вообще,
появившиеся евреи потрудились много на
изменение вида синагоги и на
уничтожение всяких ценных вещей. Так,
благодаря им была возведена внутри
здания галерея для женщин, отчего
синагога с внутренней стороны
приобрела совершенно чуждый ей
характер, напоминая синагоги новейшего
типа в других больших русских городах.
Из научной статьи академика А.Н.Самойловича
1924 г.
...Наибольшей сложностью отличается
язаческо-иудейско- христианско-мусульманская
система названий (дней недели А.И.),
объединяющая в той или иной степени
чувашей, карачайцев, балкаров, караимов,
крымчаков, а отчасти также кумыков,
башкиров, мещеряков и некоторые
финские народы Поволжья. Мы склонны
возводить эту систему ко времени
Хазарского государства, т.е. к VIII-XI
векам нашей эры>.