Никто не назовет точную дату
появления первого русича в Крыму. Может
быть, это был землепроходец,
путешественник, посланник Киевского
князя или несчастный пленник?.. Но есть
первые факты - из раннего средневековья:
Киевский князь Игорь и Византия,
хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году
заключили договор, по которому русский
князь обязывался не претендовать на
"Корсуньскую страну". Так в
Киевской Руси называли Херсонес
Таврический (располагался в черте
нынешнего Севастополя). А в Х веке
русичи прочно утвердились на востоке
Крыма и на Тамани, где образовали
Тмутараканское княжество.
В 988 году русская дружина во главе с
князем Владимиром осадила Херсонес и
вступила в него. Здесь князь и его
дружинники приняли так называемое "малое
крещение", а затем крестили киевлян и
Русь ("большое крещение"). Известно,
что в этом же городе Херсонесе
существовал русский квартал, где жили в
основном славяне. Об этом
свидетельствует найденный здесь
русский напрестольный крест с
изображением святых Бориса и Глеба.
Персидский писатель Ибн-ал-Биби
рассказывает, что когда турки-
сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака),
на помощь его жителям пришли русичи и
кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали
русские купцы, ремесленники, о чем
свидетельствуют найденные при
раскопках два русских пряслица и
православный крест. В Солхате (Старом
Крыму) среди аланов и кыпчаков
прекрасно уживались и русичи. Имеются
точные данные о том, что в Кафе (Феодосии)
существовала русская церковь, - здесь
постоянно проживали православные
прихожане русичи. (смотри
также)
Но, несмотря на раннее славянское
присутствие в Крыму, русское население
Крыма сформировалось за два последних
столетия. Оно началось в XVIII веке до его
официального присоединения к России.
Уже в 1774 году, когда Российская империя
по Кучук-Кайнарджийскому миру
приобрела Керчь, в Крымское ханство
согласно договору были введены русские
войска, на полуострове появились
первые русские переселенцы. После присоединения Крыма к России
(1783 г.) здесь поселяется много русских.
Это и уволенные в отставку солдаты,
осевшие в Тавриде, и государственные
крестьяне, купцы, ремесленники,
потянувшиеся к богатому и красивому
краю, и крепостные - собственность
новых таврических землевладельцев.
Первые группы русских переселенцев
насчитывали по нескольку сотен человек
и имели разное происхождение: в
административном порядке из Новгород-Северского
были переселены старообрядцы; из
Рязанской губернии были перевезены
государственные крестьяне.
В конце XVIII - начале XIX вв. в степном
Крыму появляются поселения
раскольников (одно из них с. Курортное,
Ленинского района - бывшая Мама Русская
- существует и в настоящее время). В
крымские имения перевозят своих
крепостных их южных и центральных
губерний русские помещики. К началу XIX
века в Крыму уже шел интенсивный
процесс формирования местных
локальных групп русского населения на
территории Евпаторийского,
Симферопольского, Феодосийского и
Перекопского уездов, так что ко времени
Крымской войны (1854-1856 гг.) уже имелось
свыше сотни крепких русских сельских
общин.
Во второй половине XIX в. на
территории Крымского полуострова, по
окончании Крымской войны, получили
земли отставные солдаты и
освободившиеся от крепостной
зависимости крестьяне. После отмены
крепостного права в России в 1861 году в
Крым устремилась новая волна
переселенцев, в большинстве своем это
опять же были русские крестьяне.
Русские переселенцы (наряду с
украинскими) прибывали в основном из
Малороссии (Полтавская, Черниговская,
Екатеринославская губернии),
Новороссии и из Центральной России (в
основном из Курской и Орловской
губерний). Возникает
множество поселений, основанных
совместно русскими и украинскими
крестьянами.
К 1886 году в Крыму проживало уже 144
тысячи русских и украинцев (40% всего
населения). Они составляли большинство
в Керчь-Еникольском (92%) и
Севастопольском (72% ) градоначальствах,
а также в Феодосийском (53%). В эти же годы
началось активное освоение русскими и
украинцами земель Евпаторийского и
Феодосийского уездов. По данным Всероссийской переписи
населения 1897 года русских в Крыму
проживало 181 тыс. человек, или 45,3% от
общей численности населения Крыма.
Преобладающим русское население было в
Керчь- Еникальском градоуправлении (более
60%). В Симферопольском уезде русские
составляли более 30%, в Перекопском и
Евпаторийском - более 20%, в Ялтинском -
27%.
Приток в Крым русского населения
наблюдался и на протяжении всего XX
столетия. В 1902-1903 гг. новая волна
эмиграции крымских татар повлекла за
собой переселение крестьян из
густонаселенных российских губерний и
уездов материковой Тавриды. Однако
хотя в XX веке доля русских в Крыму и
продолжала увеличиваться, но
происходило это гораздо медленнее.
Согласно данным переписи 1926 года в
Крыму проживало 345 тысяч русских (48%
всего населения ).
В 20-30-е годы в Крыму возник ряд сел,
основанных рабочими пригородных
слободок. По переписи 1939 года русских в
Крыму было уже 559 тысяч человек (50% всего
населения). Полумиллионный этнический
массив практически мог существовать
самостоятельно: динамическое
увеличение численности происходило в
основном за счет рождаемости; многие
сельские и городские группы русских
проживали на крымской земле уже в
течение 4-5 поколений; внутрикрымская
миграционная активность у русских была
самой высокой среди всех этнических
групп. В то же время миграция русских за
пределы полуострова была крайне
незначительной. Хозяйственная
адаптация русских крестьян к местным
условиям была в целом завершена.
Великая Отечественная война и
массовые депортации сильно изменили
этнодемографическую ситуацию в Крыму.
Практически сразу после депортации
крымских татар весной 1944 года (было
вывезено более 200 тысяч человек) в
России началась активная поощрительно-
принудительная переселенческая
политика. Людей перемещали из
традиционных для Крыма областей :
Воронежской, Курской, Ростовской,
Тамбовской и в меньшей степени - из
Ставропольского и Краснодарского
краев и некоторых областей Украины. При
этом административным исполнителям,
ведающим переселением, вменялось в
обязанность переселять не одиночек, а
семьи, в которых было бы не менее двух
трудоспособных членов.
Жители России были вызваны в Крым
также правительственными "Планами
по вселению и перемещению населения в
колхозы Крымской области (1950 г.)".
Прибытие переселенцев шло (порой "добровольно-
принудительно") почти со всех
областей Российской Федерации. Русских
в переселенческие села зачастую
определяли на жительство совместно с
прибывавшими украинскими и
белорусскими переселенцами. Передача в
1954 году Крыма Украине непосредственно
сказалась на этнической структуре
населения Крыма. Процесс украинизации
полуострова привел к тому, что по
переписи 1970 года доля русских в
крымском населении несколько упала (с
71% до 67%) за счет увеличения доли
украинцев.
По переписи населения 1989 года в
Крыму проживало русских 1 688 200 чел., что
составляло 68,7% от численности всего
населения Крыма. В настоящее время
численность несколько сократилась,
изменилось и процентное соотношение, в
связи с возвращением на полуостров
депортированного крымского населения.
3 июля 1999 года было создано Русское
Движение Украины. Цель этой
организации – выражение политических
устремлений русских Украины и решение
их проблем в общественно-политической
плоскости. Сегодня Русское Движение
уже имеет отделения во всех 25 областях
Украины, АР Крым, городах Киеве и
Севастополе.
Председателем Русского Движения
Украины избран Александр Свистунов.
Политически русские в Крыму
разобщены. Самая многочисленная
русская партия в Крыму - Конгресс
русских общин Крыма. В ней меньше 4
тысяч членов. Лидер этой партии -
провинциальный и мало известный
писатель Владимир Терехов. В России эта
партия контактирует с Конгрессом
русских общин (лидер Рагозин). Партия
Рагозина на сегодняшний день не имеет в
Государственной Думе России ни одного
депутатского мандата. Не нашел Рагозин
и влиятельных, богатых спонсоров.
Одежда русских поселенцев в Крыму
сначала отражала характер той
местности, откуда они прибыли; позднее
в ней появились черты одежды
окружающего населения. Русские
крестьяне, как и везде, носили длинную
белую домотканую рубаху навыпуск,
подпоясанную шерстяным или кожаным
поясом, холщовые неширокие штаны. Из
теплой одежды - телогрейку, сиряк (типа
армяка, но сзади с капюшоном или
башлыком); зимой - тулуп из кожи молодых
ягнят или лентварей (кожи старых овец).
На руках - вариги (шерстяные рукавицы)
или накожни (кожаные). Из обуви были
распространены постолы - кожаные лапти,
стягивающие ногу ремнем или шнуром из
хвоста или гривы лошади; но встречались
и плетеные лапти. Постолы служили
основным видом обуви не только русским,
но и представителям многих других
этносов.
Женщины привозили одежду с собой в
сундуках. Это были длинные холщовые
рубахи, поверх которых одевался
сарафан. Шился он из тонкой домотканой
шерсти (волосени), окрашенной в черный,
темно-синий, изредка красный цвета. К
середине XIX в. сукно вытеснили
фабричные ткани - ситец, китайка, атлас,
штоф. Дети (как мальчики, так и девочки)
носили длинную рубаху, шитую из полотна,
зачастую привезенного с собой. В
нынешнем столетии домотканина у
русских почти не использовалась. На
фотографиях начала XX в. одежда мужчин
чаще состоит из рубахи-косоворотки,
сюртука и узких брюк, заправленных в
сапоги; женщин - из пестрой или
однотонной кофты из фабричных тканей,
длинной юбки с повязанным поверх
фартуком.
В быту русских использовались и
используются утварь, транспортные
средства, характерные для украинцев,
крымских татар, греков, болгар, армян.
Например, дижа (укр.) - деревянное корыто
для замеса теста, медные тазы для варки
варенья, казаны для приготовления
плова. В некоторых дворах построены
низкие летние печи по типу греческой
кабицы. В русском языке появилось много
украинизмов (мягкость при произношении
звука "г", употребление предлога
"у" вместо "в", смягчение
окончаний некоторых слов); в обиходе
одинаково употребляются названия на
русском и украинском языках: чердак -
горище, сундук - скрыня, крынка - глечик,
глек, макотра - макитра (глиняный сосуд
для толчения мака).
На всех этапах переселения в Крым
представители русского крестьянства
отражали особенности жизненного
уклада того региона, откуда они
прибывали. Сохраняя язык, веру,
этническое самосознание, особенности
традиционной культуры, русские жители
многое усваивали на новом месте,
оказавшись в культурном
взаимодействии с геноэтничным
окружением. В то же время, будучи
издревле земледельцами-пахарями, они
распространяли среди местного
населения традиционные для них
сельскохозяйственные навыки и приемы,
и, естественно, участвовали в
формировании местной, крымской,
бытовой культуры.
В Крым крестьяне переселялись на
троечных русских повозках, которые
вскоре были заменены татарскими арбами.
Привозили с собой сохи, позднее
уступившие место деревянным плугам.
Если в хозяйстве крымских татар
ведущая роль отводилась скотоводству,
и они занимали земли, наиболее удобные
для выпаса скота, то русское население
занималось в основном хлебопашеством.
На целинных землях выращивали пшеницу,
ячмень, просо, причем только русские
возделывали рожь, введя ее в севооборот
с картофелем. Имели место также посевы
льна. Повсеместно были развиты
огородничество, садоводство,
извозчичий промысел, ломка камня,
работа на табачных плантациях. В
Феодосийском уезде занимались
виноградарством и виноделием.
Преимущественно подсобный, тесно
связанный с земледелием, характер
носило животноводство - разведение
крупного рогатого скота, лошадей, овец,
коз, свиней, птицы.
Немалую роль в жизни русского
населения Крыма играли промыслы и
ремесла. Во многих селах
Симферопольского и Феодосийского
уездов русские занимались рубкой дров,
ломкой камня, извозом, выжиганием
древесного угля.
Деревообрабатывающий промысел был
развит как в качестве основного
занятия, так и приработка. Из древесины
делали возы, лавки, полки для мисок,
ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла,
ложки.
Существовали русские артели по
изготовлению черепицы. Повсеместно в
Крыму имелись русские мастера
кузнечного, колесного дела. Шорники
обеспечивали односельчан конской
сбруей и кожаными лаптями (постолами).
В 80-х годах XVIII века началось
интенсивное заселение крымских земель
русскими (под "русскими" до начала
XX века во многих литературных
источниках понималось все
восточнославянское население - русские,
украинцы, белорусы). Первыми
поселенцами были воины
Екатеринославского и Фанагорийского
полков, оставленные в Крыму для охраны
рубежей Российской империи. Поселены
солдаты были на целинных землях в
Симферопольском и Феодосийском уездах.
А к 1786 г. на картах Крыма уже
обозначились первые солдатские
деревни - Санкт-Петербургские мазанки,
Зуя, Курцы, Петровская слобода,
Изюмовка.
Помимо отставных солдат, на
крымские земли переселялись
государственные и помещичьи крестьяне
из южных губерний России и Украины.
Среди поселенцев было много беглых
крестьян, бродяг, даже каторжников.
Такой контингент тоже был приемлем на
новом месте: наместник императрицы
Екатерины II князь Григорий
Александрович Потемкин закрывал глаза
на беззаконие и умышленно
потворствовал беглецам,
руководствуясь целью заполнить людьми
пустынный край.
Одним из первых в деле заселения
встал вопрос о переводе жен отставных
солдат с обжитых мест в Тавриду. Для
этого солдатам давали отпуск за
казенный счет, чтобы они могли забрать
семьи, или же, по распоряжению князя,
холостым привозили в жены девушек и
вдов из разных российских губерний.
Так возникали первые "потемкинские
деревни", вошедшие в историю с
двоякой славой: с одной стороны, как "бутафорные",
"показушные", почти что не
существующие, а только наспех
выстроенные, чтобы предстать взору
царицы во время ее путешествия; с
другой стороны, как реальные,
выстоявшие во времени, и означенные на
современных картах Крыма.
Одна из бывших "потемкинских
деревень" - Санкт-Петербургские
мазанки, а в настоящее время село
Мазанка - стала объектом исследования
сотрудников Крымского
этнографического музея. Сейчас в селе
насчитывается более 700 дворов (около 3000
жителей). По опросу, основное население
Мазанки - русские, около 15% украинцев, в
основном прибывших в 50-е годы, и
примерно 5% крымских татар, которые
стали селиться здесь с конца 80-х годов.
По воспоминаниям старожилов,
передается из поколения в поколение
история заселения Мазанки. Первыми
были завезены в эту холмистую,
окруженную лесом, местность 12
отставных русских солдат. До наших дней
дошли их фамилии: Ерохин, Щеглов,
Лопатин, Артемьев, Торопов... В жены им
были привезены девушки из Курской и
Орловской губерний. Судьбы их решились,
что называется, по шапкам, которые было
велено солдатам оставить у дороги.
Выбрав фуражку, девушка должна была
стать женой ее владельца. Так, без любви
и долгих ухаживаний была справлена
одна большая свадьба.
Из первых заложенных землянок
вскоре стали вырастать хатки.
Строились они из самана, а внутри и
снаружи обмазывались глиной - отсюда и
пошло название села "мазанки".
Некоторые из них сохранили свой
первозданный вид до наших дней. А живут
в мазанках все те же Ерохины, Щегловы,
Артемьевы - потомки известных
первопоселенцев. Большинство из них -
потомственные крестьяне-земледельцы,
передающие из поколения в поколение
историю о "потемкинской свадьбе".
Литература
- Россия Полное географическое
описание нашего отечества, Т. 14,
Новороссия и Крым - СПб., 1910
- Кондараки В. X. Универсальное
описание Крыма. - СПб., 1875
- Татаринов П. Очерк Таврической
губернии в историко-географическом
отношении - Симферополь, 1894
- Свиньин П П Картины России и быт ее
разноплеменных народов. Ч.1. - СПб., 1839.
- Марков Е. Очерки Крыма. Картины
крымской жизни, истории и природы. -
СПб., 1902.
- Центральный государственный архив
Крыма (ЦГАК). Ф. 27, оп. 1, д. 1813. 23950, 24489.
- ЦГАК, Ф. Р-63, оп. 1, д. 343.
- ЦГАК, Ф. Р-2887, оп. 1, д. 1.
- Памятная книжка Таврической
губернии. - Симферополь, 1889
- Статистические таблицы о
хозяйственном положении селений
Симферопольского уезда // Сборник
статистических сведений по
Таврической губернии. Т. IV. -
Симферополь. 1886.
- Гумилев Л Н . Этногенез и биосфера
Земли. Ч. IV. Этнос в географии - Л. ЛГУ,
вып. 2, 1979.
- Известия Таврической Ученой
Архивной Комиссии, ›7, 1889.
- Таврическая епархия. - Псков, 1887.
|