Русские |
|
Историческая справкаНикто не назовет точную дату появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник, посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты - из раннего средневековья:Киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году заключили договор, по которому русский князь обязывался не претендовать на "Корсуньскую страну". Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество. В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое "малое крещение", а затем крестили киевлян и Русь ("большое крещение"). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба. Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки- сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, - здесь постоянно проживали православные прихожане русичи. (смотри также) Но, несмотря на раннее славянское присутствие в Крыму, русское население Крыма сформировалось за два последних столетия. Оно началось в XVIII веке до его официального присоединения к России. Уже в 1774 году, когда Российская империя по Кучук-Кайнарджийскому миру приобрела Керчь, в Крымское ханство согласно договору были введены русские войска, на полуострове появились первые русские переселенцы. После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских. Это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических землевладельцев. Первые группы русских переселенцев насчитывали по нескольку сотен человек и имели разное происхождение: в административном порядке из Новгород-Северского были переселены старообрядцы; из Рязанской губернии были перевезены государственные крестьяне. В конце XVIII - начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского района - бывшая Мама Русская - существует и в настоящее время). В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и центральных губерний русские помещики. К началу XIX века в Крыму уже шел интенсивный процесс формирования местных локальных групп русского населения на территории Евпаторийского, Симферопольского, Феодосийского и Перекопского уездов, так что ко времени Крымской войны (1854-1856 гг.) уже имелось свыше сотни крепких русских сельских общин. Во второй половине XIX в. на
территории Крымского полуострова, по
окончании Крымской войны, получили
земли отставные солдаты и
освободившиеся от крепостной
зависимости крестьяне. После отмены
крепостного права в России в 1861 году в
Крым устремилась новая волна
переселенцев, в большинстве своем это
опять же были русские крестьяне.
Русские переселенцы (наряду с
украинскими) прибывали в основном из
Малороссии (Полтавская, Черниговская,
Екатеринославская губернии),
Новороссии и из Центральной России (в
основном из Курской и Орловской
губерний). Возникает
множество поселений, основанных
совместно русскими и украинскими
крестьянами. Великая Отечественная война и
массовые депортации сильно изменили
этнодемографическую ситуацию в Крыму.
Практически сразу после депортации
крымских татар весной 1944 года (было
вывезено более 200 тысяч человек) в
России началась активная поощрительно-
принудительная переселенческая
политика. Людей перемещали из
традиционных для Крыма областей :
Воронежской, Курской, Ростовской,
Тамбовской и в меньшей степени - из
Ставропольского и Краснодарского
краев и некоторых областей Украины. При
этом административным исполнителям,
ведающим переселением, вменялось в
обязанность переселять не одиночек, а
семьи, в которых было бы не менее двух
трудоспособных членов.
3 июля 1999 года было создано Русское
Движение Украины. Цель этой
организации – выражение политических
устремлений русских Украины и решение
их проблем в общественно-политической
плоскости. Сегодня Русское Движение
уже имеет отделения во всех 25 областях
Украины, АР Крым, городах Киеве и
Севастополе. Политически русские в Крыму разобщены. Самая многочисленная русская партия в Крыму - Конгресс русских общин Крыма. В ней меньше 4 тысяч членов. Лидер этой партии - провинциальный и мало известный писатель Владимир Терехов. В России эта партия контактирует с Конгрессом русских общин (лидер Рагозин). Партия Рагозина на сегодняшний день не имеет в Государственной Думе России ни одного депутатского мандата. Не нашел Рагозин и влиятельных, богатых спонсоров. ОдеждаОдежда русских поселенцев в Крыму сначала отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения. Русские крестьяне, как и везде, носили длинную белую домотканую рубаху навыпуск, подпоясанную шерстяным или кожаным поясом, холщовые неширокие штаны. Из теплой одежды - телогрейку, сиряк (типа армяка, но сзади с капюшоном или башлыком); зимой - тулуп из кожи молодых ягнят или лентварей (кожи старых овец). На руках - вариги (шерстяные рукавицы) или накожни (кожаные). Из обуви были распространены постолы - кожаные лапти, стягивающие ногу ремнем или шнуром из хвоста или гривы лошади; но встречались и плетеные лапти. Постолы служили основным видом обуви не только русским, но и представителям многих других этносов.Женщины привозили одежду с собой в сундуках. Это были длинные холщовые рубахи, поверх которых одевался сарафан. Шился он из тонкой домотканой шерсти (волосени), окрашенной в черный, темно-синий, изредка красный цвета. К середине XIX в. сукно вытеснили фабричные ткани - ситец, китайка, атлас, штоф. Дети (как мальчики, так и девочки) носили длинную рубаху, шитую из полотна, зачастую привезенного с собой. В нынешнем столетии домотканина у русских почти не использовалась. На фотографиях начала XX в. одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной кофты из фабричных тканей, длинной юбки с повязанным поверх фартуком. УтварьВ быту русских использовались и используются утварь, транспортные средства, характерные для украинцев, крымских татар, греков, болгар, армян. Например, дижа (укр.) - деревянное корыто для замеса теста, медные тазы для варки варенья, казаны для приготовления плова. В некоторых дворах построены низкие летние печи по типу греческой кабицы. В русском языке появилось много украинизмов (мягкость при произношении звука "г", употребление предлога "у" вместо "в", смягчение окончаний некоторых слов); в обиходе одинаково употребляются названия на русском и украинском языках: чердак - горище, сундук - скрыня, крынка - глечик, глек, макотра - макитра (глиняный сосуд для толчения мака).ЗанятияНа всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением. В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной, крымской, бытовой культуры.В Крым крестьяне переселялись на троечных русских повозках, которые вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее уступившие место деревянным плугам. Если в хозяйстве крымских татар ведущая роль отводилась скотоводству, и они занимали земли, наиболее удобные для выпаса скота, то русское население занималось в основном хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо, причем только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот с картофелем. Имели место также посевы льна. Повсеместно были развиты огородничество, садоводство, извозчичий промысел, ломка камня, работа на табачных плантациях. В Феодосийском уезде занимались виноградарством и виноделием. Преимущественно подсобный, тесно связанный с земледелием, характер носило животноводство - разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, птицы. Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля. Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки. Существовали русские артели по изготовлению черепицы. Повсеместно в Крыму имелись русские мастера кузнечного, колесного дела. Шорники обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами). "Потемкинские деревни"В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель русскими (под "русскими" до начала XX века во многих литературных источниках понималось все восточнославянское население - русские, украинцы, белорусы). Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни - Санкт-Петербургские мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка.Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был приемлем на новом месте: наместник императрицы Екатерины II князь Григорий Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край. Одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний. Так возникали первые "потемкинские деревни", вошедшие в историю с двоякой славой: с одной стороны, как "бутафорные", "показушные", почти что не существующие, а только наспех выстроенные, чтобы предстать взору царицы во время ее путешествия; с другой стороны, как реальные, выстоявшие во времени, и означенные на современных картах Крыма. Одна из бывших "потемкинских деревень" - Санкт-Петербургские мазанки, а в настоящее время село Мазанка - стала объектом исследования сотрудников Крымского этнографического музея. Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000 жителей). По опросу, основное население Мазанки - русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов. По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история заселения Мазанки. Первыми были завезены в эту холмистую, окруженную лесом, местность 12 отставных русских солдат. До наших дней дошли их фамилии: Ерохин, Щеглов, Лопатин, Артемьев, Торопов... В жены им были привезены девушки из Курской и Орловской губерний. Судьбы их решились, что называется, по шапкам, которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена одна большая свадьба. Из первых заложенных землянок вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи обмазывались глиной - отсюда и пошло название села "мазанки". Некоторые из них сохранили свой первозданный вид до наших дней. А живут в мазанках все те же Ерохины, Щегловы, Артемьевы - потомки известных первопоселенцев. Большинство из них - потомственные крестьяне-земледельцы, передающие из поколения в поколение историю о "потемкинской свадьбе". Литература
|
А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление
образованием. All rights reserved. Revised: сентября 13, 2000