Русские

Историческая справка

 Никто не назовет точную дату появления первого русича в Крыму. Может быть, это был землепроходец, путешественник, посланник Киевского князя или несчастный пленник?.. Но есть первые факты - из раннего средневековья:

 Киевский князь Игорь и Византия, хозяйничавшая тогда в Крыму, в 944 году заключили договор, по которому русский князь обязывался не претендовать на "Корсуньскую страну". Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический (располагался в черте нынешнего Севастополя). А в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество.

 В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое "малое крещение", а затем крестили киевлян и Русь ("большое крещение"). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба. Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки- сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, - здесь постоянно проживали православные прихожане русичи. (смотри также)

 Но, несмотря на раннее славянское присутствие в Крыму, русское население Крыма сформировалось за два последних столетия. Оно началось в XVIII веке до его официального присоединения к России. Уже в 1774 году, когда Российская империя по Кучук-Кайнарджийскому миру приобрела Керчь, в Крымское ханство согласно договору были введены русские войска, на полуострове появились первые русские переселенцы. После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских. Это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических землевладельцев. Первые группы русских переселенцев насчитывали по нескольку сотен человек и имели разное происхождение: в административном порядке из Новгород-Северского были переселены старообрядцы; из Рязанской губернии были перевезены государственные крестьяне.

 В конце XVIII - начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского района - бывшая Мама Русская - существует и в настоящее время). В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и центральных губерний русские помещики. К началу XIX века в Крыму уже шел интенсивный процесс формирования местных локальных групп русского населения на территории Евпаторийского, Симферопольского, Феодосийского и Перекопского уездов, так что ко времени Крымской войны (1854-1856 гг.) уже имелось свыше сотни крепких русских сельских общин.

Во второй половине XIX в. на территории Крымского полуострова, по окончании Крымской войны, получили земли отставные солдаты и освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне. После отмены крепостного права в России в 1861 году в Крым устремилась новая волна переселенцев, в большинстве своем это опять же были русские крестьяне. Русские переселенцы (наряду с украинскими) прибывали в основном из Малороссии (Полтавская, Черниговская, Екатеринославская губернии), Новороссии и из Центральной России (в основном из Курской и Орловской губерний). Возникает множество поселений, основанных совместно русскими и украинскими крестьянами.

 К 1886 году в Крыму проживало уже 144 тысячи русских и украинцев (40% всего населения). Они составляли большинство в Керчь-Еникольском (92%) и Севастопольском (72% ) градоначальствах, а также в Феодосийском (53%). В эти же годы началось активное освоение русскими и украинцами земель Евпаторийского и Феодосийского уездов. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года русских в Крыму проживало 181 тыс. человек, или 45,3% от общей численности населения Крыма. Преобладающим русское население было в Керчь- Еникальском градоуправлении (более 60%). В Симферопольском уезде русские составляли более 30%, в Перекопском и Евпаторийском - более 20%, в Ялтинском - 27%.

 Приток в Крым русского населения наблюдался и на протяжении всего XX столетия. В 1902-1903 гг. новая волна эмиграции крымских татар повлекла за собой переселение крестьян из густонаселенных российских губерний и уездов материковой Тавриды. Однако хотя в XX веке доля русских в Крыму  и продолжала увеличиваться, но происходило это гораздо медленнее. Согласно данным переписи 1926 года в Крыму проживало 345 тысяч русских (48% всего населения ).

 В 20-30-е годы в Крыму возник ряд сел, основанных рабочими пригородных слободок. По переписи 1939 года русских в Крыму было уже 559 тысяч человек (50% всего населения). Полумиллионный этнический массив практически мог существовать самостоятельно: динамическое увеличение численности происходило в основном за счет рождаемости; многие сельские и городские группы русских проживали на крымской земле уже в течение 4-5 поколений; внутрикрымская миграционная активность у русских была самой высокой среди всех этнических групп. В то же время миграция русских за пределы полуострова была крайне незначительной. Хозяйственная адаптация русских крестьян к местным условиям была в целом завершена. 

Великая Отечественная война и массовые депортации сильно изменили этнодемографическую ситуацию в Крыму. Практически сразу после депортации крымских татар весной 1944 года (было вывезено более 200 тысяч человек) в России началась активная поощрительно- принудительная переселенческая политика. Людей перемещали из традиционных для Крыма областей : Воронежской, Курской, Ростовской, Тамбовской и в меньшей степени - из Ставропольского и Краснодарского краев и некоторых областей Украины. При этом административным исполнителям, ведающим переселением, вменялось в обязанность переселять не одиночек, а семьи, в которых было бы не менее двух трудоспособных членов. 

 Жители России были вызваны в Крым также правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области (1950 г.)". Прибытие переселенцев шло (порой "добровольно- принудительно") почти со всех областей Российской Федерации. Русских в переселенческие села зачастую определяли на жительство совместно с прибывавшими украинскими и белорусскими переселенцами. Передача в 1954 году Крыма Украине непосредственно сказалась на этнической структуре населения Крыма. Процесс украинизации полуострова привел к тому, что по переписи 1970 года доля русских в крымском населении несколько упала (с 71% до 67%) за счет увеличения доли украинцев.

 По переписи населения 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 чел., что составляло 68,7% от численности всего населения Крыма. В настоящее время численность несколько сократилась, изменилось и процентное соотношение, в связи с возвращением на полуостров депортированного крымского населения.

3 июля 1999 года было создано Русское Движение Украины. Цель этой организации – выражение политических устремлений русских Украины и решение их проблем в общественно-политической плоскости. Сегодня Русское Движение уже имеет отделения во всех 25 областях Украины, АР Крым, городах Киеве и Севастополе.
Председателем Русского Движения Украины избран Александр Свистунов.

Политически русские в Крыму разобщены. Самая многочисленная русская партия в Крыму - Конгресс русских общин Крыма. В ней меньше 4 тысяч членов. Лидер этой партии - провинциальный и мало известный писатель Владимир Терехов. В России эта партия контактирует с Конгрессом русских общин (лидер Рагозин). Партия Рагозина на сегодняшний день не имеет в Государственной Думе России ни одного депутатского мандата. Не нашел Рагозин и влиятельных, богатых спонсоров.


Одежда

 Одежда русских поселенцев в Крыму сначала отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения. Русские крестьяне, как и везде, носили длинную белую домотканую рубаху навыпуск, подпоясанную шерстяным или кожаным поясом, холщовые неширокие штаны. Из теплой одежды - телогрейку, сиряк (типа армяка, но сзади с капюшоном или башлыком); зимой - тулуп из кожи молодых ягнят или лентварей (кожи старых овец). На руках - вариги (шерстяные рукавицы) или накожни (кожаные). Из обуви были распространены постолы - кожаные лапти, стягивающие ногу ремнем или шнуром из хвоста или гривы лошади; но встречались и плетеные лапти. Постолы служили основным видом обуви не только русским, но и представителям многих других этносов.

 Женщины привозили одежду с собой в сундуках. Это были длинные холщовые рубахи, поверх которых одевался сарафан. Шился он из тонкой домотканой шерсти (волосени), окрашенной в черный, темно-синий, изредка красный цвета. К середине XIX в. сукно вытеснили фабричные ткани - ситец, китайка, атлас, штоф. Дети (как мальчики, так и девочки) носили длинную рубаху, шитую из полотна, зачастую привезенного с собой. В нынешнем столетии домотканина у русских почти не использовалась. На фотографиях начала XX в. одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной кофты из фабричных тканей, длинной юбки с повязанным поверх фартуком.


Утварь

 В быту русских использовались и используются утварь, транспортные средства, характерные для украинцев, крымских татар, греков, болгар, армян. Например, дижа (укр.) - деревянное корыто для замеса теста, медные тазы для варки варенья, казаны для приготовления плова. В некоторых дворах построены низкие летние печи по типу греческой кабицы. В русском языке появилось много украинизмов (мягкость при произношении звука "г", употребление предлога "у" вместо "в", смягчение окончаний некоторых слов); в обиходе одинаково употребляются названия на русском и украинском языках: чердак - горище, сундук - скрыня, крынка - глечик, глек, макотра - макитра (глиняный сосуд для толчения мака).

Занятия

 На всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением. В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной, крымской, бытовой культуры.

 В Крым крестьяне переселялись на троечных русских повозках, которые вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее уступившие место деревянным плугам. Если в хозяйстве крымских татар ведущая роль отводилась скотоводству, и они занимали земли, наиболее удобные для выпаса скота, то русское население занималось в основном хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо, причем только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот с картофелем. Имели место также посевы льна. Повсеместно были развиты огородничество, садоводство, извозчичий промысел, ломка камня, работа на табачных плантациях. В Феодосийском уезде занимались виноградарством и виноделием.

 Преимущественно подсобный, тесно связанный с земледелием, характер носило животноводство - разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, птицы.

 Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля.

 Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки.

 Существовали русские артели по изготовлению черепицы. Повсеместно в Крыму имелись русские мастера кузнечного, колесного дела. Шорники обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами).


"Потемкинские деревни"

 В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель русскими (под "русскими" до начала XX века во многих литературных источниках понималось все восточнославянское население - русские, украинцы, белорусы). Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни - Санкт-Петербургские мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка.

 Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был приемлем на новом месте: наместник императрицы Екатерины II князь Григорий Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край.

 Одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний.

 Так возникали первые "потемкинские деревни", вошедшие в историю с двоякой славой: с одной стороны, как "бутафорные", "показушные", почти что не существующие, а только наспех выстроенные, чтобы предстать взору царицы во время ее путешествия; с другой стороны, как реальные, выстоявшие во времени, и означенные на современных картах Крыма.

 Одна из бывших "потемкинских деревень" - Санкт-Петербургские мазанки, а в настоящее время село Мазанка - стала объектом исследования сотрудников Крымского этнографического музея. Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000 жителей). По опросу, основное население Мазанки - русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов.

 По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история заселения Мазанки. Первыми были завезены в эту холмистую, окруженную лесом, местность 12 отставных русских солдат. До наших дней дошли их фамилии: Ерохин, Щеглов, Лопатин, Артемьев, Торопов... В жены им были привезены девушки из Курской и Орловской губерний. Судьбы их решились, что называется, по шапкам, которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена одна большая свадьба.

 Из первых заложенных землянок вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи обмазывались глиной - отсюда и пошло название села "мазанки". Некоторые из них сохранили свой первозданный вид до наших дней. А живут в мазанках все те же Ерохины, Щегловы, Артемьевы - потомки известных первопоселенцев. Большинство из них - потомственные крестьяне-земледельцы, передающие из поколения в поколение историю о "потемкинской свадьбе".


Литература
  1. Россия Полное географическое описание нашего отечества, Т. 14, Новороссия и Крым - СПб., 1910
  2. Кондараки В. X. Универсальное описание Крыма. - СПб., 1875
  3. Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении - Симферополь, 1894
  4. Свиньин П П Картины России и быт ее разноплеменных народов. Ч.1. - СПб., 1839.
  5. Марков Е. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы. - СПб., 1902.
  6. Центральный государственный архив Крыма (ЦГАК). Ф. 27, оп. 1, д. 1813. 23950, 24489.
  7. ЦГАК, Ф. Р-63, оп. 1, д. 343.
  8. ЦГАК, Ф. Р-2887, оп. 1, д. 1.
  9. Памятная книжка Таврической губернии. - Симферополь, 1889
  10. Статистические таблицы о хозяйственном положении селений Симферопольского уезда // Сборник статистических сведений по Таврической губернии. Т. IV. - Симферополь. 1886.
  11. Гумилев Л Н . Этногенез и биосфера Земли. Ч. IV. Этнос в географии - Л. ЛГУ, вып. 2, 1979.
  12. Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии, ›7, 1889.
  13. Таврическая епархия. - Псков, 1887.

А.Бочкала.
Copyright © 2000 Джанкойское районное управление образованием. All rights reserved. Revised: сентября 13, 2000

При финансовой поддержке МФ "Возрождение". Проект №7573

Hosted by uCoz